куда пойти в москве 31 января 2023 
Рейтинг: 0

4 спектакля, которые нельзя пропустить с детьми

Четыре зимние премьеры на столичных площадках, которые точно надо увидеть всей семьей.

Наш любимый театральный обозреватель Светлана Бердичевская нашла постановки, которые позволят прикоснуться к прекрасному, если вы в Москве.

Театральный проект 27
«Тоня Глиммердал» / 10+
Спектакли: февраль 2023

Кто же не знает имя автора книжного бестселлера «Вафельное сердце»? Это норвежская писательница Мария Парр, которая как и Астрид Линдгрен, воспевала в своих книгах жизнь на дальних хуторах, ее романтику, колорит и особенную радость бытия. 

В Москве появился спектакль «Тоня Глиммердал» Ивана Пачина (режиссера «Вафельного сердца» в Школе драматического искусства) по одноименной книге Парр, в котором идеально выдержан баланс между серьезностью и важностью поднятых в нем вопросов, и той забавной формой, которая родилась у авторов постановки.  

10-летняя Тоня живет в глухой норвежской деревушке. Она здесь единственный ребенок, а ее верный друг – крестный отец Гунвальд – веселый старик, обожающий проказы.

Им ни минуты не бывает  скучно вместе. Хотя Тоня иногда и тоскует по маме, которая вынуждена работать вдали от дома. Но все меняется, когда Тоне вдруг открывается тайна прошлого крестного: у Гунвальда оказывается есть родная дочь, которую он не видел целых 30 лет… 

На сцене — скандинавский микромир: красные домики, горы, снег и куча всяких притягательных мелочей, которые можно рассматривать в бинокль (да — да, его выдают каждому зрителю перед спектаклем). Здесь пушистый шерстяной тапок вполне может оказаться рожающей овечкой; включенный вентилятор прекрасно подходит на роль «счастливого ветра в лицо». Того самого, который обязательно дует, когда мчишься с горы с бешеной скоростью на самодельном снегокате. А фигурки из лего с легкостью заменят практически всех персонажей в спектакле.

Игровой театральный язык спектакля «Тоня Глиммердал» абсолютно попадает в природу ребенка: весело, потом грустно и снова весело. 

А на сцене всего два актера. Тоня — Евгения Ивашова и Гунвальд – Сергей Быстров. Но это целый настоящий драматический оркестр. Евгения Ивашова существует внутри этой истории, на нереальных скоростях, воплощая на сцене образы как минимум семи персонажей. Она, как тот самый счастливый ветер в лицо: за одно короткое мгновение актриса из 10-летней девочки превращается то в злобного владельца кемпинга, то в страдающую сорокалетнюю женщину, а то и вовсе в пьяного хозяина киоска.  И несмотря на то, что эта история и про ментальное одиночество, и про предательство, и про боль в области солнечного сплетения, игровой театральный язык спектакля абсолютно попадает в природу ребенка: весело, потом грустно и снова весело. 

А еще.. «Взрослые делают много глупостей, — говорит героине один из обитателей деревушки, — но самое важное знаешь что?  Дети ни в чем не виноваты. Ни в чем. Все глупости взрослые делают сами». 

Да, это история про эти самые взрослые глупости: ссоры и разводы. Но она и про любовь, которая все покрывает. Она про Пасху. Про то, что никогда не поздно простить и начать все сначала.


Театр кукол им. С.В. Образцова
«Питер Пен и Венди» / 7+
Спектакли: февраль, март 2023

Сказочные повести о мальчике, который не хотел взрослеть, сочиненные шотландским автором Джеймсом Мэтью Барри более 100 лет назад, неоднократно экранизировались, по ним создавались замечательные мультфильмы. Но есть в мировой литературе тексты, которые словно созданы для театра кукол. Ведь это именно то уникальное место, где волшебный сюжет, сочиненный писателем, становится по-настоящему осязаемым. 

Главный режиссер театра Борис Константинов создал, вероятно, одну из самых своих красивых постановок. Спектакль начинается с покупки необычной программки: перед вами настоящая карта путешествий героев этой истории, с помощью которой, кстати, можно не только проследить весь их путь, но и сыграть в онлайн игру по мотивам спектакля, прибегнув к QR-коду. 

Попадая в зрительный зал, сразу удивляешься изменению привычного пространства Большой сцены.  В стенах вдоль партера  — открытые окна, в каждом из которых чья-то мама. Она всегда ждет и никогда не задернет штор. Именно тема безграничной материнской любви, боли и нежности становится здесь лейтмотивом всего спектакля. Колыбельная мам звучит на мэнском (!) языке. Остров Мэн ( британская колония), как и Нетландия, находится рядом с родиной Барри.  Ее припев — тягучий и мелодичный хук — потом еще долго щемит каким-то удивительным образом в сердце.

В спектакле гармонично сочетается живой план с кукольным. Словно авторы постановки возводят непреодолимую стену между мирами: взрослый – мир людей (родители, пираты), детский – кукол (дети, мальчишки с острова).

В этом спектакле использованы все известные виды кукол: тростевые, маски, планшетные, ростовые, теневые.

Замечательные пираты – веселые, почти добродушные панки с ирокезами на голове, которые еще и управляют Капитаном Крюком — огромной паркетной механической куклой выше человеческого роста. Мне показалось, что в этом спектакле использованы все известные виды кукол: тростевые, маски, планшетные, ростовые, теневые. Они изобретательно придуманы и красивы внешне.  

Что касается возрастных ограничений, то этот спектакль довольно универсален. От 5 до 11 лет точно зайдет.


РАМТ
«Зверский детектив» / 8+
Спектакли: февраль, март, апрель 2023

 Малая сцена РАМТа известна своими транформациями. Как только не экспериментировали в театре с этим залом! Авторы премьерного спектакля оставили для зрителей совсем немного «посадочных» мест, но при этом расширили сценическое пространство с помощью  фронтальной  перспективы — в одну точку схода, которая возникает при открытии дверей, ведущих в зрительское фойе Малой сцены. 

Бар «Сучок» – излюбленное место обителей Дальнего леса, где можно пропустить по стаканчику мухито, встретиться с друзьями и сделать пару фоток  для квакаунта. 

Детективная эпопея писательницы Анны Старобинец «Зверский детектив» — это несколько книг под одной обложкой, повествующих о жизни зверей в «Дальнем лесу», которые однажды договорились вести вегетарианский образ жизни.  Главные действующие лица —  опытный полицейский Барсук  и его молодой помощник Барсукот. В этом детском  книжном сериале все-по настоящему: с серьезной, отчасти шаржированной проекцией на взрослый мир, но без леденящего ужаса. Молодой режиссер Ирина Васильева (ученица Сергея Женовача) для своего дебюта в РАМТе выбрала детективную историю про загадочное убийство зайца (для тревожных родителей – спойлер: заяц окажется жив).

Основное место действия – бар «Сучок» — излюбленное место обителей Дальнего леса, где можно пропустить по стаканчику мухито (не пугайтесь, – это всего лишь сладкая настойка на сонных ноябрьских мухах), встретиться с друзьями и сделать пару фоток  для квакаунта. 

И вот происходит циничное убийство зайца. Его съели. Остался один хвост, как улика от примерного мужа и многодетного отца семейства. Кто виноват? И что теперь делать бедной вдове с маленькими зайчатами? На эти вопросы и пытаются ответить не только сыщики, но и друзья зайца, а также случайные свидетели преступления. Здесь все как в самом настоящем детективе: подозрения будут падать то на одного, то на другого зверя, держа юных зрителей (да и родителей тоже, чего скрывать) в интригующем напряжении.

В Молодежном театре всегда придерживались принципа,  который в свое время высказал Станиславский: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Артисты здесь не играют зверей, а создают для своих персонажей точные, человеческие характеры. А виртуозная работа художника по свету создает подлинную зловещую атмосферу детективного расследования…


Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой
«Нянины сказки» / 15+
Спектакли: февраль, март 2023


Название премьерного спектакля режиссера Гульназ Балпеисовой  – это отчасти эмоциональный перевертыш, так как сулит зрителю что-то очень уютное и теплое. На самом же деле это совсем не так! Режиссер открывает нам абсолютно другого Пушкина, который здесь не преисполнен «солнечным оптимизмом, легким дыханием и мажорными настроениями радости бытия», а наоборот. От такого сценического прочтения веет мороком и какофонией.

Все действие разворачивается в мрачном лесном Зазеркалье ( сказка – отражение реальности), где царят вечные сумерки, а на Няне, которую виртуозно играет сама Елена Камбурова, словно надета маска Пиковой дамы с ее царственной надменностью и коварством.

Гвидон – импульсивный, протестный подросток. Царевна-Лебедь — бунтарка в косухе и с синяком под глазом.

В постановке причудливо переплетаются между собой произведения Пушкина – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», неоконченная «Сказка о Медведихе» и «Гадкий утенок» Андерсена. Здесь практически у каждого персонажа своя вторая, внутренняя история, связанная с его личной болью. Он проживает эту боль и стремится к ее исцелению в финале. 

Гвидон – импульсивный, протестный подросток.  Он мучается от того, что родной отец когда-то бросил его и мать. Ему хочется показать Салтану, чего он достиг, уличить его в страшной ошибке и заставить почувствовать раскаяние. От этого — его постоянная тоска и смута, от этого — постоянное стремление быть рядом с отцом.

Царевна-Лебедь — бунтарка в косухе и с синяком под глазом. Она ранима, нервна и ждет любви Гвидона, который занят исключительно своими переживаниями. Таких не явных, но очень изобретательных смыслов и вторых личин у персонажей в этом спектакле много. 

Стоит  отметить потрясающей красоты голоса и безупречное живое музыкальное сопровождение.

***
Светлана Бердичевская

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв