4 правила про карманные деньги ребёнка
Базовые правила, как научить ребёнка обращаться с карманными деньгами.
Базовые правила, как научить ребёнка обращаться с карманными деньгами.
Правило первое: Давать ребенку карманные деньги
Карманные деньги – важная психологическая основа финансового воспитания детей. Наличие «своих» средств формирует адекватное к ним отношение – деньги не будут вызывать у ребенка эйфории, побуждать в нем желания купить все, потратив все деньги сразу. Так ребенок учится самостоятельно и ответственно планировать свои расходы, рассчитывать и сберегать средства. Если денег ребенку не давать – есть риск, что он начнет «заимствовать» их. В этой связи важно чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным в кругу своих друзей. Деньги не должны вызывать у него чувство зависти и жадности.
С какого возраста давать деньги ребенку? Только родители могут понять, когда ребенок психологически готов принимать обдуманные решения, отвечать за свои действия. Чаще всего этот период совпадает с возрастом поступления в школу, но могут быть отклонения как в сторону более раннего, так и более позднего возраста.
Еще один принципиальный момент, связанный с выделением ребенку карманных денег. Важно чтобы ребенок осознавал ограниченность этого ресурса, понимал, что деньги – результат человеческого труда. Поэтому нужно объяснять детям происхождение денег в семье, почему можно потратить только такую сумму, не стесняться отказывать ребенку в увеличении карманных денег, поясняя причину отказа.
Правило второе: Выдавать карманные деньги нужно регулярно
Лучше это делать не ежедневно, а на какой-то более продолжительный срок: ученикам младших классов – раз в неделю, ученикам средних и старших классов – раз в месяц. Это необходимо, чтобы ребенок ответственнее относился к расходованию денежных средств, научился распределять личный бюджет. Если ребенок получает деньги ежедневно, он знает, что завтра утром ему дадут деньги, у него нет необходимости сегодня их экономить и можно потратить на любые покупки, используя не всегда рационально. А если давать деньги на более продолжительный срок, ребенок начинает осознавать, что до следующей выдачи денег у него их не будет и необходимо распределять средства во времени так, чтобы их хватало на весь период.
Правило третье: Отслеживать расходование карманных денег
Речь не о тотальном контроле, поскольку это приведет лишь подростковому протесту и обманам. Следует с помощью нейтральных вопросов (сколько денег осталось, что купил и пр.) выяснить направления использования средств. Но важно не ругать, не наказывать, не насмехаться над ребенком за допущенные ошибки. Гораздо эффективнее объяснить ему его ошибки. Осознание ребенком глупой траты денег – гораздо более важный результат.
Правило четвертое: Научить ребенка правилам безопасности
Ребенок должен понимать, что деньги всегда вызывают интерес недобросовестных граждан. Поэтому следует соблюдать ряд простых правил: не хвастаться денежными средствами, не носить все деньги с собой, не оставлять деньги без присмотра, в кармане, не давать в долг крупные деньги, не одалживать незнакомым и т.д.
***
Чулпан Шавалеева, член проекта «Финансовое здоровье» к.э.н., доцент кафедры финансов Казанского федерального университета
Комментариев нет