образование 6 октября 2016 
Рейтинг: 0

«Программистов в стране должно быть гораздо больше. От этого выиграют все отрасли и все люди»

Интервью с руководителем Яндекс.Лицея.

В четырех российских городах (Саратове, Пензе, Калуге и Тамбове) начались занятия в Яндекс.Лицее. Это бесплатный образовательный проект для учеников 8—9 классов, которые хотят получить навыки программирования. О том, как Яндекс планирует развивать базу преподавателей и воспитывать IT-кадры для будущего страны в регионах Воркингмаме рассказала Марина Суслова, руководитель проекта Яндекс.Лицей.

– Программист, бесспорно, востребованная и актуальная профессия. И если ребёнок пошёл учиться на программиста, он сможет выбирать себе будущее и работать в любой стране. Расскажите, чему смогут научиться ребята в Лицее, как построено обучение?

– В Яндекс.Лицее мы хотим научить детей программировать. Мы решили, что с 8-9 класса уже можно серьезно обучать ребят. И процесс обучения строим таким образом, что помогаем формированию у ребенка нужных компетенций. Тех компетенций, которые нужны современному успешному школьнику, студенту, молодому преподавателю – это умение правильно искать информацию, развитие критического мышления, коммуникативных навыков, работа в команде. И это больше, чем обучение просто программированию. Для нас важно, что обучение проходит именно в формате живого общения, что ребята учатся со сверстниками, есть преподаватель. Что весь процесс не сводится только к общению один на один с компьютером.
Конечно, программа построена интересно, но это программирование по-взрослому. Мы хотим, чтобы после обучения полученных знаний ребятам хватило для работы в качестве начинающего разработчика.

Программа рассчитана на два года. Школьники приходят два раза в неделю. У них есть домашние задания. Это серьезное занятие, и мы будем даже отчислять, если школьник не хочет учиться. Для нас очень важно, чтобы было стремление. Будут контрольные работы. И по окончании первого года для успешных учеников будет возможность поступить на второй год. То есть это процесс, который потребует от ребенка усилий.

В будущем мы думаем о трехлетней программе обучения с выходом на более узкие специализации.

– Кто преподает в Лицее? Как вы подбирали учителей, по каким критериям?

– Мы искали преподавателей на местах, все они не сотрудники Яндекса. Преподаватели разные: кто-то из них хороший учитель информатики, кто-то преподаватель ВУЗа, есть и практики из IT-компаний. Когда мы отбирали людей на программу, для нас было важно, чтобы, во-первых, человек умел программировать, а во-вторых, мог передать свои знания и навыки школьникам. Яндекс.Лицей – не заочный и не дистанционный курс. Поэтому было важно, чтобы преподаватель умел работать с людьми, удерживать внимание аудитории, знал подход к подросткам. Умение “зажечь” ребят, быть увлеченным своим делом – важный критерий. Также было важно, чтобы человек и сам умел обучаться, чтобы был гибким.
Мы бросили клич в регионах, у нас было много откликов, и мы делали серьезный конкурсный отбор. Отбор состоял из онлайн-тестирования, скайп-собеседования и обучающего семинара в Москве.

В течение всего года преподаватели тоже будут учиться и постоянно получать методическое сопровождение с нашей стороны. Для нас это важно, потому что мы планируем сделать программу доступной для школьников из очень многих городов России. А брать в проект выездных специалистов – их просто столько нет, к тому же это неправильно. Если мы хотим что-то поменять в регионах, нам нужно поднимать местные кадры. И такие люди есть, их нужно правильно находить. Для них это будет хорошая работа и профессиональный рост.

яндекс

– Вы начинаете обучение с языка Python, почему?

– Python мы выбрали совершенно осознанно: он отлично подходит для обучения подростков, у него простой синтаксис, и он хорош именно для вхождения в программирование. Он позволяет уже с первых уроков решать несложные задачи и понимать практический результат. Это очень распространенный и востребованный язык, который широко используется в стартапах, в бизнесе, в Гугле, в Яндексе. Этот язык полезен не только будущим программистам, но и лингвистам, физикам, медикам. Он широко используется в аналитике, в работе с большими данными. Совсем простые примеры – при помощи Python можно легко систематизировать информацию, например, коллекцию своих фильмов или музыки.

Мы даем ребенку еще один инструмент для достижения успешности в современном мире, даже если он не будет работать программистом.

– Какие требования вы предъявляли к поступающим? Был ли важен уровень подготовки, или главное – это желание и настрой?

– Все школьники проходили тестирование. Задания были на логику. Мы хотели понять склад мышления ребенка; насколько он открыт к такой дисциплине как программирование. И второй момент: очень важна мотивация, большое желание научиться. Заявки на обучение подали 1812 человек, по итогам конкурсного отбора в лицей приняли 138 школьников.

– Почему Яндекс.Лицей стартовал именно в регионах? Связано ли это с тем, что в школах там хуже математическая подготовка и у ребят меньше возможностей развивать свои способности?

– Вряд ли в регионах хуже подготовка. Мы видим там очень много интересных ребят. В эти города мы пошли, потому что считаем, что там гораздо меньше возможностей в получении информации, чем в крупных городах.

К тому же специалистов в области преподавания языка Python, с которого мы начинаем наш Лицей, в регионах очень мало. И мы хотим поменять эту ситуацию, поэтому наши усилия сейчас идут в регионы. Мы хотим показать школьникам, что учиться можно не только у компьютера, но и у живых людей, независимо от города проживания.

Почему именно эти города? Потому что нам в пилотном проекте было важно попробовать самые разные типы городов: от Калуги, где живет свыше 300 тысяч человек, до Саратова, где более 800 тысяч. Мы очень хорошо знаем, как работать в большом городе, а как работать в обычном среднем российской городе, мы как Яндекс – не знаем. И принципиально важно было понять, как все устроено в российских городах: сколько там школьников, какая инфраструктура, какие проблемы. Мы взяли типичные города, чтобы понять и отработать все ошибки. Конечно, было важно, чтобы они были не очень далеко от Москвы, чтобы мы могли эффективно работать.

Регионы были открыты к сотрудничеству, и Лицей – это партнерский проект. Мы работаем при поддержке местных министерств и ведомств, которые занимаются образованием и сферой IT. Яндекс отвечает за разработку программы, подготовку преподавателей и методическое сопровождение проекта. Местные власти помогают нам с поиском площадок, с кадрами. Мы не платим за аренду площадок и не оборудуем классы, мы только ведем программу. Продвижение – наша общая задача с местными властями.

В наших планах – через год открыть Яндекс.Лицей не менее, чем в 20 городах России. Это будут города с населением от 100 тысяч человек и выше.

я

– Является ли Лицей кузницей будущих кадров для Яндекса или речь больше идет о выполнении социальных функций: обучение, развитие российской профессиональной IT-сферы?

–  Это не кузница кадров. Хотя, конечно, какие-то ребята пойдут потом учиться дальше на наши кафедры (у Яндекса есть базовые кафедры в МФТИ и СПбГУ – ред.) и придут работать к нам. Но мы потому и идем в регионы, чтобы в будущем ребята могли найти работу в своем городе и чтобы понимали, что могут быть успешными там где живут, помогали поднимать экономику своих городов.

Также мы считаем, что программистов в стране должно быть гораздо больше. От этого выиграют все отрасли и все люди.

– Правда ли, что программирование могут осилить только мальчики?

Больше похоже на миф. У нас среди преподавателей около половины – женщины. И я надеюсь, этот миф будет уходить в прошлое. Программирование становится неотъемлемой частью компетенций современного человека. Это очень интересно и помогает в современной жизни.

 

Комментарии

1

Добрый день! Правда, что Яндекс Лицей нет в Санкт-Петербурге? То есть школьникам из Питера к Вам поступить не получится?

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв