«Первый поход был «комом»: дети бегают, орут, делают не то, что мне надо»
Популяризатор семейных и корпоративных походов и папа дочерей – о том, как организация походов стала бизнесом и подружила его с дочерьми.
Популяризатор семейных и корпоративных походов и папа дочерей – о том, как организация походов стала бизнесом и подружила его с дочерьми.
Вячеслав Хотченков окончил медицинское училище, затем учился в РУДН им.Патриса Лумумбы и Московском горном университете. Руководил московским турклубом «Клуб Приключений», собрал классную команду инструкторов и открыл свою школу подготовки инструкторов по туризму. Организовал около 700 маршрутов. А затем организовал свой клуб и занялся организацией корпоративных походов: делал выезды на природу для таких Сбербанка, Лукойла, Азбуки Вкуса, Бизнес Молодости.
– Расскажите историю вашего проекта, с чего всё началось? И откуда у вас такая любовь к походам?
Любовь к походам у меня началась задолго до проекта. Когда мне было 6 лет, мой дед, учитель труда и физкультуры, впервые взял меня с собой в поход c классом моего старшего брата. Это был сложный, но очень яркий опыт.
И я занялся спортивным туризмом. За это время было много туристского опыта: лыжные, пешие, горные, сплавы и спелео-походы. А в 2009 года я возглавил коммерческий турклуб, и организация походов стала бизнесом. Мы организовали тысячи походов по России и миру, стали развивать корпоративные походы.
Параллельно с этим у меня стали подрастать дочки, и старшая, ей тогда было 5, стала грубить нам с женой.
В нашей семье – уважительное отношение ко всем, и такое поведение было некомфортным. Я не понимал, что делать. Поговорив с женой и посетив психолога, мы не смогли до конца разобраться в проблеме. Тогда я решил, что попробую разобраться сам. А как? Читать книги? Семинары слушать? Этого оказалось недостаточно. Тогда я решил пойти эмпирическим путём и провести 100 мероприятий с детьми.
Было непонятно, где этих детей брать и что с ними делать, но я просто начал проводить такие мероприятия. Сначала я спрашивал по знакомым и просил доверить мне детей, но достаточно быстро люди стали приходить сами. 100 мероприятий я закрыл довольно-таки быстро, и всё переросло в проект «СлаваДетям». Сейчас ежегодно в наших прогулках участвует около 4000 детей.
Первый детский поход был «комом». Мне было сложно найти контакт с одной бабушкой, а один из детей в середине похода пнул меня. Я тогда думал, что больше не буду делать походы: дети бегают, орут, делают не то, что мне надо.
– Какие были трудности в начале? Кто поддержал идею?
Первый детский поход был «комом». Мне было сложно найти контакт с одной бабушкой, а один из детей в середине похода пнул меня. Это было очень обидно и унизительно. Я тогда думал, что больше не буду делать походы, потому что было сложно: дети бегают, орут, делают не то, что мне надо. Но у меня была цель: сделать 100 мероприятий, — и я решил просто делать.
Основной трудностью (это я уже понимаю сейчас) во взаимодействии с детьми было то, что я был аниматором, я должен был их развлекать. Это было трудно мне, и оказалось не то, что нужно детям.
Я стал изучать педагогику и разные педагогические подходы. Изначально это была тотальная дисциплина, потом действовали принципы Макаренко, а в итоге всё перешло в гуманную педагогику.
Очень часто происходит так: дети, которые в школе считаются худшими учениками, учатся на двойки, – в походе чувствуют в себе уверенность и проявляют себя как настоящие лидеры.
Сложности заключались и в привлечении аудитории, такими походами и лесными прогулками тогда практически никто не занимался. Но мне повезло, моя семья поддержала мой проект, а название «СлаваДетям» придумал друг. Оно оказалось логичным, понятным и очень быстро прижилось.
– Что из себя представляет проект сейчас, в чём его философия? Как проходят ваши походы?
«СлаваДетям» — это проект, главные ценности в котором: личность, свобода и права каждого участника. И конечно, безопасность, как физическая, так и психологическая.
Моя задача – не развивать детей посредством тех действий, которые мне нужны. Моя задача — организовать развивающую среду, где я, человек, любящий детей, природу и походы, занимаюсь тем, что мне искренне нравится и интересно, и это подхватывают другие участники, и делают это точно также ярко и активно.
Основные педагогические задачи, которые мы решаем:
— развитие любознательности;
— развитие самостоятельности и ответственности;
— как чувствовать себя и свои потребности;
— навыки 4К (коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность).
А формат походов и лесных прогулок оказался очень хорошей средой для развития этих навыков: он позволяет прокачать их в игровой форме. Дети находятся в свободной среде, сами берут на себя ответственность, проявляют самостоятельность, проявляют свои качества.
Очень часто происходит так: дети, которые в школе считаются худшими учениками, учатся на двойки, – в походе чувствуют в себе уверенность и проявляют себя как настоящие лидеры. У них появляется возможность быть инициативными, а у учителей или родителей — возможность взглянуть на них с другой стороны. Но прежде такие дети, конечно, серьезно проверяют нас на прочность : )). Правда ли им доверяют, действительно ли можно быть собой.
Огромное количество ссор заканчивается благодаря слову «стоп». Этот же способ мы используем и дома. Каждый из нас имеет право остановить другого, если чувствует, что его границы нарушают.
На сегодняшний день у нас есть походы, в которые дети ходят с родителями (с 4 лет), и походы, в которые дети ходят одни (с 6-8 лет).
Кроме Москвы и Подмосковья, где походы проводятся наиболее часто, мы выезжаем в Казань, Астрахань, Тулу, на Волгу в Тверскую область.
– Есть ли у вас система воспитания, которую вы применяете и со своими детьми, и с участниками проекта?
Система, которую я применяю в походе, точно также работает и с моими детьми, что мне очень нравится. Она построена на выстраивании своих собственных границ и на уважении чужих границ.
Например, в моих мероприятиях я учу детей самим решать свои конфликты: если кому-то не нравятся действия другого человека, всегда можно его остановить словом «стоп». Конечно, бывают случаи, когда дети не останавливаются, тогда уже имеет право вмешаться кто-то из взрослых и помочь решить конфликт. Но огромное количество ссор заканчивается благодаря слову «стоп». Этот же способ мы используем и дома. Каждый из нас имеет право остановить другого, если чувствует, что его границы нарушают.
— Какие особенности есть в воспитании дочерей? Чему, по вашему мнению, обязательно нужно научить девочек?
— Тому же, чему и мальчиков. Мне кажется, не стоит разделять воспитание мальчиков и девочек, мир всё больше шагает в сторону равноправия. Сейчас система послушания, где есть чёткая иерархия, где мужчина — добытчик, женщина — добытая, себя изживает, поэтому я не вижу разницы в воспитании мальчиков и девочек. Мы воспитываем самостоятельных личностей, которые владеют эмоциональным интеллектом, то есть умеют слышать себя, могут реализовываться и не боятся отстаивать свои границы.
— Расскажите о ваших детях, о семье?
С женой мы в браке уже 10 лет. Кстати, мы тоже встретились в походе. Она у меня очень умная, любящая и заботливая.
У нас 2 дочери: 8 лет (Агния) и 4 года (Женя). Одна ходит в школу, другая — в детский сад. У них много различных увлечений. Они пробуют себя в различных сферах, от рисования до фехтования. Что-то быстро бросают, а в чем-то сохраняют интерес годами. Иногда они ходят со мной в походы.
С Агнией я занимаюсь финансовой грамотностью с 5 лет, и сейчас она уже умеет сама зарабатывать деньги.
Когда мы идём зимой в поход, там холодно, дети начинают подмерзать, и есть дети, которые начинают ныть. Но мы, кроме как дойти до конца маршрута, ничего больше сделать не можем. То есть плач ребёнка не решает проблемы.
– Чему ваши дети научились в походах? Как общие приключения влияют на ваши отношения с дочерьми? И как вообще участие в походах развивает современных детей?
Во-первых, если ребёнок идёт с родителями – это всегда общий досуг, общее дело, которое объединяет. Общие эмоции, воспоминания и трудности, которые вы разделяете. Поход с родителями — это отличная возможность провести вместе целый день, причем провести не просто раздражая друг друга, а позаниматься чем-то полезным. Но есть важный принцип: надо провести этот день в партнёрстве, то есть права родителей и права ребенка — одинаковы, для всех одни правила.
Во-вторых, любой поход — это приключение, то самое приключение с грязными ногами, с исследованиями заброшенных мест и болот, лазанием по деревьям и разжиганием костра. Это непросто, но это очень занимательно.
И тут у ребенка появляется выбор: поныть, чтобы кто-то за него это сделал (это не работает) или применить какие-то навыки, чтобы обеспечить себе комфорт (это точно сработает, но на это надо решиться).
Сейчас очень часто я сталкиваюсь с тем, что, если детям что-то не нравится, они поплакали, и им сразу дали. Это приводит к тому, что они думают: если тяжело, можно просто поныть родителям, и они сделают так, чтобы тяжело не было. Мне кажется, это очень шаткая система, в ней тяжело опереться на себя и тяжело выдерживать какую-то непреодолимую силу и с ней считаться. Например, за что я люблю зимние походы: когда мы идём зимой в поход, там холодно, дети начинают подмерзать, и есть дети, которые начинают ныть. Но мы, кроме как дойти до конца маршрута, ничего больше сделать не можем, то есть плач ребёнка не решает проблемы.
В какой-то момент ребёнок начинает с этим считаться, понимает, что нытьё не поможет, а нужно просто действовать так, чтобы не мерзнуть. И моя задача заключается, в том, чтобы обучить, дать инструменты, как не мерзнуть, что нужно сделать, чтобы вернуть себе комфорт. И тут у ребенка появляется выбор: поныть, чтобы кто-то за него это сделал (это не работает) или применить какие-то навыки, чтобы обеспечить себе комфорт (это точно сработает, но на это надо решиться).
Такая же история была недавно с моей старшей дочерью. Был детско-родительский поход, мы пришли в лес на поляну, где было очень много комаров, старшая дочь стала реветь, просить её забрать домой. Но что мы можем сделать? Пойти домой – не можем; сделать так, чтобы не было комаров, – тоже не можем. В итоге дочери ничего не осталось, кроме как смириться с тем, что есть такая непреодолимая сила, начать с этим считаться, помазавшись специальными средствами, и начав более спокойно к этому относиться. В конце дня она сказала, что это был идеальный день.
– Есть ли в вашей семье какие-то правила поведения, семейные традиции?
Любовь, уважение и доверие – практически все строится на них.
Примерно раз в месяц мы проводим общий сбор, на котором обговариваем то, что нас волнует. И принимаем решения, которые устраивают всех членов семьи.
Если нам что-то не нравится, то мы говорим это через «я-сообщение», через свои чувства и эмоции, а не через обвинение другого человека.
Самая любимая традиция – это вечеринки. Это такие небольшие праздники без повода. Мы играем в настольные игры, дети организуют конкурсы или квесты, заказываем пиццу, дарим небольшие подарки. Вечеринки всегда спонтанны и могут организоваться буквально за 15 минут.
Раз в месяц мы проводим общий семейный сбор, на котором обговариваем то, что нас волнует. И принимаем решения, которые устраивают всех членов семьи.
– Расскажите о ваших мечтах и планах? Насколько жёстко вы живете в режиме достижений?
Я думаю, что не живу в режиме достижений. Я большой сторонник того, что хорошо получается делать только то, что любишь. Я делаю то, что я люблю, именно поэтому, мне кажется, что это не про систему достижений. Хотя, конечно, в моей жизни есть цели, как личные, так и профессиональные.
И одна из таких целей – сделать большой фестиваль организаторов детских прогулок и лесных школ на 200 человек. А также развиваться дальше, как педагог.
***
/Вопросы: Наталья Фридман
Комментариев нет