«У нас правило: никаких гаджетов во время еды и после 20:00»
Интервью с многодетной мамой и основательницей Монтессори-центра, мечтающей изменить систему образования.
Интервью с многодетной мамой и основательницей Монтессори-центра, мечтающей изменить систему образования.
Наталья Макенова руководит Монтессори-центром SAMI в Москве, воспитывает трех дочерей и мечтает изменить систему образования. Поговорили с ней о лоскутном планировании, сходстве между детьми и бизнесом, и о том, насколько важно выделять время для себя.
— Расскажите историю вашего бизнеса, с чего все началось, кто вам помогал?
Н.М. Идея возникла, когда я привела свою среднюю дочь в детский центр, который работал по методу Марии Монтессори. И уже оттуда я не смогла уйти без влюбленности в эту систему и во все, что там происходило. Тогда, не зная никакой теории, я просто почувствовала и увидела, как может быть организован совсем другой подход к образованию — уважительный и ориентированный на маленьких людей.
Я приняла решение начать учиться и стать монтессори-педагогом. Перед днем открытых дверей в нашем Монтессори-центре я пересматривала свои лекции 5-ти летней давности и обнаружила там на полях заметку, несколько раз обведенную ручкой, в которой было написано, что я хочу открыть собственный монтессори-детский сад. Это очень тронуло меня. Мои мечты сбываются.
Мы хотим, чтобы у детей было хорошее образование, и они росли в комфортной атмосфере.
Монтессори-центр SAMI мне помогли открыть мои друзья, две семьи. Я работала управляющей в Монтессори-детском саду, а ребята водили туда своих малышей. Наши дети подружились, и мы достаточно быстро поняли, что наши ценности совпадают. Мы хотим, чтобы у детей было хорошее образование, и они росли в комфортной атмосфере, чтобы их окружали дети и родители, с которыми они близки по духу, с кем не страшно идти вперед. В результате было принято решение открыть собственный центр, основная цель которого доказать, в первую очередь самим себе, что все, в том числе образование, можно менять к лучшему, и таким образом реализовываться и быть счастливым.
— Какие были трудности в начале?
Н.М.: Думаю, любой предприниматель меня поймет, на первых этапах основные трудности коммуникативные — это притирка команды, привыкание к стилю работы каждого, а еще постоянная необходимость дополнительных временных и финансовых затрат. Любое развитие идет через кризис.
Рост бизнеса очень похож на взросление ребенка, никто из нас не родился сразу с умением говорить или ходить.
В целом рост бизнеса очень похож на взросление ребенка, никто из нас не родился сразу с умением говорить или ходить. Каждый ребенок проходит непростой путь, прежде чем осваивает те или иные навыки. Когда ребенок учится ходить и падает, мы же не опускаем руки, а наоборот подбадриваем его. Так и в бизнесе, главное не отчаиваться и идти вперед.
— Был ли опыт бизнеса до этого, как учились управлять?
Н.М. Своего бизнеса никогда не было, но у меня хорошие организаторские способности, а еще колоссальный опыт в организации мероприятий для детей, подростков и их родителей. В свое время я была организатором межрегиональной научно-практической конференции и выездных школ для подростков.
Если бы я знала, что мои организаторские способности «одобрены» взрослыми еще в детстве, мне было бы гораздо проще, и возможно, я пришла бы к своему делу раньше. Пока у меня нет управленческого образования, но я планирую его получить, прохожу разнообразные тренинги, читаю много книг, посвященных бизнесу. Конечно, я слежу за современными тенденциями и стараюсь строить наш центр, опираясь на них.
— Как ваш муж относится к вашему делу? Поддерживает ли он вас? Удается ли не переносить работу домой?
Н.М. С супругом у нас совсем разные сферы деятельности. Он старший научный сотрудник, кандидат биологических наук в Центральном НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. Мне бывает трудно не приносить работу домой, дети и тут, и там. Передо мной стоит задача вовремя переключиться с одной роли на другую. Но сделать это по щелчку, конечно, невозможно. А иногда наоборот нужно поговорить о работе дома, бывает нужна поддержка мужа, совет, мнение со стороны. Супруг очень помогает: подстраховывает с детьми, когда мне нужно быть на каких-то встречах, решать рабочие вопросы. Он всегда включен в процесс, как и все участники проекта. Не зря мы назвали центр SAMI. В него вложено много наших сил. И множество мелочей в центре, которые мы сделали сами.
— Какие навыки бизнеса помогают вам в воспитании детей и организации жизни дома?
Н.М.: Основной навык, который помогает и в бизнесе, и в семье — это гибкость, умение реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства: состояние здоровья детей, настроение, появление новых мероприятий, на которые не было заложено времени. Также мне помогает умение грамотно распределять свои ресурсы, четко планировать время. Благодаря этому мне удается уделять внимание всем членам семьи.
На многие жизненные процессы можно смотреть с позиции бизнеса. У вас есть ресурсы: временные, финансовые, — и отдавая их, вы хотите получать выгоду. Бизнес — более широкое понятие, чем просто источник финансового благополучия. Это система взаимодействия с разными людьми, возможность быть нужным и эффективным. Все это похоже на семью, у которой тоже есть бюджет, участники со своими интересами, конфликты и договоренности. Но есть и выгоды в виде счастья, поддержки, любви, успехов детей.
Монтессори — это не просто модная система образования, это особенный взгляд на жизнь.
— Есть ли у вас система воспитания или все решения о детях принимаете интуитивно?
Н.М.: Нельзя сказать, что в семье мы строго придерживаемся какой-то одной системы воспитания. Это было бы слишком однобоко. Даже трудно себе представить семью, которая живет по строгим правилам и не делает ни шага в сторону. Конечно, у нас превалируют принципы гуманной педагогики и особенно метода Монтессори. В нашей семье и взрослые, и дети придерживаются этой философии.
Самое главное — слушать себя и своих детей, не оглядываться на то, как у других, не сравнивать с собой в детстве.
Монтессори — это не просто модная система образования, это особенный взгляд на жизнь, особенная культура общения, целая философия. Невозможно воспитывать детей по методу Монтессори, если родители не включены в него и не хотят менять ничего в своем мировоззрении. Самое главное — слушать себя и своих детей, не оглядываться на то, как у других, не сравнивать с собой в детстве. Конечно, дома всегда есть над чем работать и еще многое можно изменить, настроить, доработать… Я отношусь к этому как к точке роста, как к очередным пунктам в моих планах.
— А есть у вас какие-то правила поведения, семейные традиции?
Н.М.: Думаю, что правила и традиции есть в любой семье, и в нашей, конечно же, тоже. Просто мы не всегда готовы их назвать строгим словом «правила». Но если все же использовать это слово, то в нашей семье самое главное правило — это режим.
Это касается многих вещей, таких как отход ко сну, подъем, приемы еды. Например, у нас есть традиция, обязательно всем вместе собираться за ужином. Остальные приемы пищи у нас редко совпадают, а вот ужины — это наше время. Еще у нас есть правило: не пользоваться гаджетами во время еды и вечером после 20:00.
Еще мы считаем важным, чтобы у каждого ребенка было личное время с каждым из родителей. Детей у нас трое, поэтому мы четко прописываем в графике на неделю, кто из детей в какой день с кем из родителей проводит время. Такое же правило есть и для нас, взрослых. Обязательно должно быть время, которое мы проводим только вдвоем.
Мы стараемся побыть с каждым ребенком по отдельности, чтобы все получили свой кусочек качественного внимания.
— Удается ли проводить достаточно времени всей семьей?
Н.М.: Для меня вопрос времени с семьей — это скорее не про количество, а про качество. Именно поэтому мы стараемся побыть с каждым ребенком по отдельности, чтобы все получили свой кусочек качественного внимания. Я не очень люблю гулять на детских площадках, поэтому стараюсь избегать этого и насыщать наше совместное время каким-то смыслом. Это может быть настольная игра или поход в музей. Мы любим вместе с детьми читать и путешествовать. Совсем не обязательно для этого ехать далеко. Даже семейный выезд в парк, чтобы покормить белок, нам всем по душе.
— Расскажите о семейных путешествиях.
Н.М.: Мы обязательно ездим на море, чтобы солнце, море, пляж и все могли накупаться и отдохнуть, и в гости к бабушке в другой город. Это две обязательные поездки. Кроме того, несколько раз в год мы устраиваем выезды на природу, где каждый может расслабиться, получить новые впечатления, снять с себя груз каждодневной ответственности и почувствовать себя ребенком.
Идеальный отдыха для меня — это новый интересный рецепт и возможность погрузиться в процесс готовки.
— Что вас вдохновляет, дает силы, позволяет перезагрузиться?
Н.М.: Меня очень вдохновляет моя работа, я действительно чувствую в этом точку реализации. А еще я люблю письменные практики. Все что связано с письмом, блокнотами, ручками — это все про меня. Если что-то идет не так или я плохо себя чувствую, первым делом я сажусь и расписываю все, что со мной происходит. Внимательно изучаю свои записи с планами за последние недели. Смотрю, что изменилось, что пошло не так. Анализирую, какие произошли изменения, корректирую их. Часто пишу такие утренние рефлексивные страницы и таким образом выхожу из кризисных ситуаций. У меня есть три разных коуча, которые помогают мне прорабатывать разные сферы моей жизни. Мне всегда есть с кем проработать ту или иную ситуацию.
Я люблю воду, она меня успокаивает, и все что с ней связано — ванная, душ, море, бассейн. Вода помогает мне перезагрузиться и набраться сил. Еще у меня есть хобби, я люблю готовить. Идеальный отдыха для меня — это новый интересный рецепт и возможность погрузиться в процесс готовки, а если еще и результат получается отличным, то вообще супер. Но это даже не так важно, как сам процесс. Во время второго декрета я даже вела блог WelCook в ЖЖ, который был посвящен кухням разных стран мира.
Если кто-то в семье хочет побыть один, остальные должны дать ему эту возможность. И дети, и родители должны понимать, что это такая же потребность, как сон и еда.
— Бываете ли вы наедине с собой, как считаете, важно ли маме и жене иметь личное время? На что вы тратите свое?
Н.М.: Личное время очень важно для меня. Важно право на одиночество. Как дети, так и родители, должны четко понимать, что это такая же потребность, как сон и еда. Если кто-то хочет побыть один, остальные должны дать ему эту возможность. У меня она тоже есть. В нашей семье это называется «час Наташи». Все знают, что это мой час, и я ни с кем не готова его делить. Он может быть посвящен сну, чтению, прогулке, чему угодно. Важно, что я могу провести его, как захочу.
Все знают, что это мой час, и я ни с кем не готова его делить.
Для меня это ресурс, благодаря которому я могу быть продуктивной все остальное время. Важный момент — этот час должен быть запланирован, сам по себе он не освободиться никогда. Отдых для меня так же важен, как и дело.
Последнее мое увлечение — это лоскутное планирование. Это программа, которая выглядит как Google Календарь, в котором можно цветами закрашивать разные виды деятельности. Например, у меня оранжевый цвет — это работа, красный — встречи, а зеленый — отдых. Я стараюсь, чтобы эта зеленая полоса присутствовала каждый день. Если по тем или иным причинам, я вынуждена отказаться в какой-то день от личного времени, я плюсую его к зеленой полосе в выходной. Я заметила, что если просто пропускать это время и никак не компенсировать — это всегда влечет за собой проблемы. Я начинаю делать ошибки, срываться на детей, у меня портится настроение, и я становлюсь не эффективной по всем фронтам.
Конечно, бывают такие недели, когда выделить время себе невозможно, например, муж в командировке, тогда я заранее планирую себе большой выходной после его возвращения, чтобы восстановиться. Тут как со здоровьем, легче профилактировать, чем лечить.
— Как вы успеваете, кто помогает? Есть ли какая-то своя система тайм-менеджмента?
Н.М.: В чем-чем, а в тайм-менеджменте я преуспела. У меня много инструментов планирования, которые я использую, это и карты планирования, и Google Календарь. Я подвожу итоги каждого дня и недели, чтобы видеть свой результат. Люблю все расписывать и систематизировать — это мой конек. Еще я часто строю колесо баланса, которое позволяет отслеживать, куда утекают энергия и время. Я не могу сказать, что все эти методы на сто процентов работают, но мне они помогают.
Если в результате этого хоть один человек услышит себя и своих детей — это будет моей победой.
— Расскажите о ваших мечтах и планах? Насколько жестко вы живете в режиме достижений?
Н.М.: Я бы сказала, что я не живу в режиме достижений. В этих вопросах нужно уметь соблюдать баланс, ставить реальные цели, идти к ним мелкими шажочками. Чаще всего, люди ставят цели, отталкиваясь от каких-то важных дат, таких как Новый год, день рождения или учебный год, как у любого педагога, так же делаю и я. Для меня, к сожалению, важна оценка моих достижений. Так повелось еще со школы, это не очень здорово, но пока так: я постоянно ставлю себе оценки, чаще плохие, чем хорошие, поэтому стараюсь постепенно перевести эту оценочную систему в другую плоскость. Стараюсь больше прислушиваться к своим чувствам в конце дня, счастлива ли я, в каком настроении, в гармонии ли с собой?
Моя мечта сейчас — развить наш Монтессори-центр SAMI до полноценной школы с возможностью получения диплома государственного образца. Также я хочу создать школу поддержки родителей и большое коммьюнити, состоящее из родителей и специалистов, которые заинтересованы в изменениях в образовании и воспитании детей.
Есть и мои личные мечты и цели — это, в первую очередь, личностный рост и получение AMI сертификата 6-12 лет (Association Montessori Internationale — диплом является абсолютным свидетельством высочайшего качества Монтессори-образования, прим. редактора).. Для нашей семьи я мечтаю о большом доме, где нам всем было бы уютно и просторно. И, конечно, я хочу помогать людям в том, что я делаю. Если в результате этого хоть один человек услышит себя и своих детей — это будет моей победой, значит, все не зря.
Комментариев нет