Есть такие дети, которые в душе отличники. Из них вырастают отличники взрослые. Эти взрослые внешне довольно успешны, они доживают лет до сорока в таком состоянии, а потом в них что-то внезапно ломается. Они выгорают, тускнеют на глазах, их экзистенциальный кризис похож на аварию на электростанции, когда вдруг свет гаснет разом во всех окнах. Это крайний случай, конечно, но среди разной степени «выгорателей» бывших отличников большинство. Связь между взрослыми и маленькими отличниками открылась мне, когда я начала работать с подростками и помогать им в выборе будущей профессии. Теперь я рассказываю об этом родителям отличников на каждой консультации, потому что таких детей нужно дополнительно учить тому, что «лентяи» умеют сами.
Признаки отличника — это не всегда пятерки по всем предметам, но чаще всего это:
— высокая степень ответственности;
— готовность брать на себя больше;
— чувство вины за невыполненное;
— не способность отказаться от задания;
— выполнение чужих обязанностей;
— зависимость от внешней оценки.
Таких детей легко опознать: они стараются делать все домашние задания.
Человек с таким складом внутренне чувствует свою ответственность за всё вокруг себя. Он все время напряжен, ему сложно расслабиться, поскольку он ориентируется на мнение других и опасается осуждения. Таких детей легко опознать: они стараются делать все домашние задания, на них часто полагаются учителя и нагружают дополнительными не учебными обязанностями, у них мало свободного времени или вообще его нет. В групповой деятельности они часто играют ведущую роль и выполняют в итоге большую часть общей работы. В общем, не дети, а мечта родителей и учителей!
Они не умеют выбирать в свою пользу.
Но самое главное, что их отличает и в чем кроется опасность – они не умеют выбирать в свою пользу. Сказали-сделал – этот принцип хорош для службы в армии, для жизни он плох, а для карьеры так и просто критически опасен.
Карьера этих ребят обычно складывается так: к старшим классам ребенок, замученный учебой, не понимает, что ему нравится, при этом он успешен во многих предметах и родителям страшно не до конца использовать все его многочисленные способности. Сам ребенок обычно не знает, где он хочет продолжать обучение или кем стать в итоге. А если и знает, то чаще всего это не его мнение, а консолидированное мнение семьи, с которым он соглашается, поскольку своего у него нет.
Дальше ребенок хорошо сдает экзамены и поступает в хороший вуз на сложную специальность. Там он свою профессию старательно осваивает следующие 4 года в бакалавриате, а то и 6 лет подряд сразу с магистратурой. Чаще всего после обучения такие ребята попадают в хорошую компанию, где их работоспособность и ответственность становятся быстро очевидными работодателю, чем он начинает активно пользоваться. Начало карьеры складывается вполне удачно, таких специалистов любят все – им можно поставить задачу и получить нужный результат, они не вступают в споры, их не нужно долго уговаривать и даже мотивировать не обязательно, только хвалить иногда, и продолжать нагружать еще более сложными и ответственными заданиями. Так прекрасный молодой специалист шагает вверх по карьерной лестнице, становится все более дорогим на рынке и все менее счастливым внутри.
Они не понимают, когда им хорошо и как это выбрать, а снова ждут, что кто-то выберет за них.
Ответственность играет с ними злую шутку – даже в том случае, когда человек начинает понимать, что он идет куда-то не туда, бросить все он не может. И продолжает делать свое дело максимально хорошо, а как следствие получает в награду еще большую степень ответственности. И так до тех пор, пока не сломается, не выгорит, не заболеет, продолжите список сами.
Многие из них осознают эту проблему еще до того, как она встала слишком остро. Они ищут помощи, ходят на консультации и стараются найти ответ на вопрос: что нужно изменить, чтобы стало наконец хорошо? Проблема в том, что они не понимают, когда им хорошо и как это выбрать, а снова ждут, что кто-то выберет за них, укажет им правильный путь, а еще лучше даст четкое задание.
Это не лентяи и оболтусы, это взрослые, зрелые, вполне успешные люди. Но не счастливые.
Подростков-отличников не нужно учить учиться. Они и сами это умеют. А вот чему их обязательно нужно научить, так это:
— слушать себя, знать Что мне делать нравится и интересно, а Что нет,
— иметь собственные цели, критерии и фильтры,
— выбирать, руководствуясь своими интересами и целями,
— отказываться от неинтересных возможностей и задач,
— отказывать другим людям,
— не брать на себя больше, чем хочется,
— оценивать себя и свою работу,
— позволять себе сознательно «халявить»,
— уметь выстраивать приоритеты в свою пользу.
Стоит внимательно посмотреть на своего подростка. Он удобный для вас? Ценный для окружающих? Любимый учителями и тренерами? Положительные ответы на эти вопросы, могут означать, что ребенок в группе риска по выгоранию.
Спросите его: кем он хочет стать? Чем ему нравится заниматься? Какой предмет он любит и почему?
В любой удобный момент задавайте ему вопросы о том, чего он хочет, нравится ему что-то или нет, зачем он идет на эту экскурсию или впрягается в этот проект. Учите его самого задавать себе такие вопросы, помогайте разбираться в своих мотивах, выстраивать приоритеты с учетом собственных интересов, ставить свои личные цели в любой деятельности, в том числе и в учебе.
Зачем мне трудиться над этим заданием, куда меня приведет успешное выступление, стоит ли моего времени эта презентация, нравится ли мне все еще заниматься в этом кружке и так далее.
А самое главное – это хвалить-хвалить-хвалить за собственный выбор, за чуткое отношение к себе, за самостоятельные решения, за ошибки и их самостоятельное исправление. Тогда из отличника из группы риска, получится космическая ракета! Человек, который мало того, что умеет работать за десятерых, так еще и вкладывается туда, где ему в кайф! Вот счастливчик!
Комментариев нет