Образование в Швеции: «Учителя постоянно хвалят учеников»
Отсутствие домашней работы , равноправие и ещё 8 особенностей шведской системы образований.
Отсутствие домашней работы , равноправие и ещё 8 особенностей шведской системы образований.
Рассказывает Валентина Степченкова, автор телеграм-канала “Шведовед”:
Одним из главных понятий, которое шведские дети слышат с самого детства, является слово “integritet” — то же, что и английское “integrity” — однозначного перевода на русский не существует. Это и “чувство собственного достоинства”, и “целостность”, и “неприкосновенность личности”. Без контекста сложно объяснить, что это понятие означает, однако шведские дети усваивают его еще в детском саду — так в Швеции работают с развитием уважения к личности.
Именно Швеция стала первой страной в мире, которая в 1979 году запретила на законодательном уровне телесные наказания для детей.
Каждый ребенок — индивидуальность, заслуживающая уважения. И именно этот принцип стал главным для шведской образовательной системы. Какие еще понятия являются краеугольными:
Демократия
Ученики шведских школ с первого класса знают, что это такое. Детям рассказывают, как проходят демократические выборы, часто устраиваются ролевые игры — большие проекты — во время которых ученики объединяются в партии, готовят программу, проводят агитационную кампанию, а в конце выигрывают или проигрывают выборы. Кроме того, в каждой школе обязательно есть «elevråd» (ученический совет), который — посредством голосования — действительно влияет на работу школы, а не просто существует номинально.
Так, ученики, например, с помощью специального совета могут решать, что есть на обед в столовой.
Credits: Lena Granefelt/imagebank.sweden.se
Равноправие
Заповедь «Alla barn är lika mycket värda» («Все дети одинаково важны») шведы впитывают с молоком матери. Как и в любой школе, в шведской, к сожалению, есть “моббинг” (травля), но с этим борются просветительскими методами: с помощью детских и подростковых книг на эту тему, а также с помощью фильмов.
Уважение
Основа шведской системы образования — в уважении к ученикам. Мнение каждого ребенка ценится очень высоко, учитель всегда к нему прислушивается (или пытается прислушаться). До 6 класса не ставятся оценки, а позднее они появляются по нетипичной для наших школ схеме, поэтому оставаться на одном уровне с учеником и не оценивать его учителю проще.
Credits: Ann-Sofi Rosenkvist/imagebank.sweden.se
Дружелюбная обстановка
Отсутствие оценок способствует созданию в школе комфортной среды для ребенка, где он практически не испытывает стресса. Не страшно чего-то не знать. В школе все приспособлено для того, чтобы устранять лакуны.
Часто бывает так, что в одном классе дети занимаются по разным учебникам, которые соответствуют их индивидуальному уровню знаний и способностей.
Выражение собственного мнения
В Швеции нет отдельного предмета риторики или логики, однако, вести дебаты учат на уроках шведского языка. В шведской школе ценится способность высказать и обосновать свою позицию: именно аргументированный ответ будет ценится больше всего. Понятие “правильности” ответа крайне размыто, а выражения “правильно” или “неверно” на уроках практически не звучат.
Credits: Lena Granefelt/imagebank.sweden.se
Высокая самооценка
Учителя постоянно хвалят учеников, даже за какие-нибудь незначительные — для стороннего наблюдателя — достижения. Одноклассников никогда не сравнивают друг с другом, вместо это с каждым отдельным учеником проводят обсуждения, за счет чего он мог бы улучшить свой результат.
Родительские собрания
Как минимум раз в год классный руководитель проводит индивидуальную встречу с родителями, на которой могут по необходимости присутствовать учителя-предметники, и обязательно — сам ученик. Разговор об успехах ребенка непременно ведется с ним напрямую, родителям как будто “разрешается” его послушать. Обязательно обсуждается, над чем нужно поработать дополнительно, что можно улучшить. Ученик сам рассказывает о своих впечатлениях от учебного года, может на что-то пожаловаться или рассказать, что бы ему хотелось подтянуть в будущем.
Самостоятельность
В шведской школе есть урок, который называется hemkunskap — домоводство. Это занятие как для девочек, так и для мальчиков.
На нем действительно учат готовить, но только после длительных разговоров о здоровом питании, расчетов необходимых питательных элементов, а также планирования бюджета. С самого раннего возраста к школьникам относятся как ко взрослым — и учат их самостоятельности. Дети сами следят за своими домашними заданиями и расписанием после уроков.
Отсутствие домашней работы
В шведских школах домашних заданий — в привычном нам понимании — практически нет. Они носят скорее дисциплинарный характер: хорошо, если ребенок вспомнит про этот предмет дома и подготовится к нему. Но шведы считают, что у учеников должно быть время на познание себя (то есть на дополнительные занятия), а также на общение с семьей и друзьями. На выходные — а в шведской школе не учатся по субботам и воскресеньям — задают что-то в исключительно редких случаях.
Любовь к учебе
Главная задача шведской школы (и детского сада), прописанная во всех официальных документах, — привить любовь к познанию. Из-за отсутствия на первых порах оценочной системы, очень важная роль отводится личностной мотивации, с которой и работает учитель.
Важно сделать урок интересным, релевантным и объяснить ученику, для чего нужна та или иная информация. В шведском языке даже существует понятие “korvstoppning” (дословный перевод: “нашпиговывание”), которое обозначает “бездумное напичкивание знаниями”. Именно от этого стараются уйти в шведской системе и обратить внимание на индивидуальные потребности учеников. Так и рождается уважение к каждому.
Комментарии
1мне понравилась статья, спасибо)