«Во время работы дочь у нас на руках, на проводах или клавиатуре»
Как бывшая чайлдфри Ксения Жеглая родила ребёнка и запустила стартап "Нормальные песни для детей".
Как бывшая чайлдфри Ксения Жеглая родила ребёнка и запустила стартап "Нормальные песни для детей".
Как часто заядлые чайлдфри обзаводятся детьми? Причем осознанно и получая от родительства удовольствие? Это редкость. Зато не редкость, когда материнство кардинально меняет профессию и взгляд на жизнь. Такова история Ксении Жеглой, куплетистки проекта «Нормальные песни для детей». Однажды она поняла, что ей нечего петь дочери перед сном и… придумала свои песни. Да так удачно, что уже на 1 июня 2020 запланирован официальный релиз первого альбома.
— Расскажите, чем вы занимались до декрета?
Я всю жизнь занимаюсь текстами: работала копирайтером и главным редактором, помогала брендам рассказывать о себе. Чувствовала себя агентом под прикрытием, который очень хочет домой к маме. Но поскольку у меня хорошо получалось, а вокруг всегда были потрясающие люди, зависла в профессии почти на 16 лет, до полного выгорания. До рождения дочери думала, что могу выбирать только из двух зол: медиа или проза. Но как выяснилось, материнство распечатывает возможности целыми пакетами.
Материнство распечатывает возможности целыми пакетами.
— Как родилась идея проекта?
Я всегда много пела, а после появления дочери заметила, что делаю это постоянно, в любой ситуации. Это стало нашим основным и очень естественным способом общения. У меня могла быть температура, недосып, но петь — пожалуйста, хоть до утра. И тексты мне всегда легко и интересно было придумывать, — намного легче, чем искать готовые.
У нас с мужем музыкальные семьи, но у него все профи: папа — серьезный композитор, мама балерина, брат – баритон в известном акапельном квинтете. Сам Петя —академический композитор, как и отец, а последние 13 лет пишет для театра, кино и медиа.
В общем, мы просто сложили одно с другим. Затем я изучила нишу: в Youtube с детскими песнями все оказалось довольно плачевно, и мы четко обговорили, чего хотим, и поехали.
— Расскажите о самом проекте. О трудностях, которые возникали на пути. Был ли у вас опыт ведения бизнеса до этого?
Мы с мужем очень хотели, чтобы дочь слушала адекватную музыку — без лишних диминутивов и назиданий, не слащавую, с качественной оркестровкой. Такую, как звучала в крутых советских фильмах и аудиосказках. Но если по запросу «инди» находится миллион групп, то «детская музыка» — это две-три студии. Поэтому мы и сделали проект «Нормальные песни для детей». Ну, и самое важное: детские песни слушают прежде всего родители, иногда круглосуточно. Хотелось, чтобы им тоже было нормально.
У Пети большой опыт — он, например, сделал музыку к семи спектаклям Владимира Сергеевича Петрова – «Маскарад» и «Ракушка» до сих пор идут в Воронежском театре драмы имени Кольцова.
Мне потребовалось время, чтобы перестать стесняться непрофессионального вокала.
Помогают родные и друзья. Для любого новичка сейчас главная валюта — репост или упоминание, этим нас поддерживают даже чайлдфри и ветераны драм-н-бэйса. Трудности, если убрать за скобки банальные дефицит времени и усталость, в основном технические: мечтаем обновить аппаратуру, работаем над этим. Ну, и мне потребовалось время, чтобы перестать стесняться непрофессионального вокала и «забить» на особенности произношения. Я по-прежнему, как Святослав Иванович Вакарчук, урезаю буквы «р» в текстах, но уже больше для собственного удобства.
Всё делается в прямом смысле с дочерью на руках.
— Как вы организуете совместную работу с мужем — кто за что отвечает? Удаётся ли не конкурировать на работе и не приносить работу домой?
Нам легко работать вместе — мы очень похожи, умеем цивилизованно решать конфликты и не заходим на территорию друг друга. Сначала я пишу текст, как правило, одновременно с мелодией, потом пою и описываю Пете, как я это слышу. Скажем: песня должна быть как «Есть только миг» из «Земли Санникова», с той же романтикой и духовыми, только для детей. Кидаю, если надо, референсы к ритму.
Петя закрывается в студии и через пару часов выходит с готовой на 99% аранжировкой, которая, конечно, сильно льстит черновику. Дальше мы подгадываем время записи вокала так, чтобы ребенок в этот момент только проснулся и хорошо переносил движ, потому что все делается в прямом смысле с дочерью на руках.
Песни для клиентов готовятся более структурированно, въедливо и начинаются с исследования и интервью. Потребности «оставлять работу на работе» у нас пока нет, мы с удовольствием во всём этом варимся.
Во время работы дочь всегда у нас на руках, на голове, на проводах или на клавиатуре, и это одна из причин, почему мы не пишем по 50 дублей.
— Какие рабочие навыки помогают вам в воспитании ребенка и организации жизни дома?
Думаю, умение работать с информацией и находить грамотных спикеров и источники. Работа в медиа оттачивает критическое мышление, ты понимаешь, что некоторые действия не имеют смысла и без них можно обойтись.
— У вас совсем маленький ребёнок, как удается совмещать такой крупный проект и материнство?
На самом деле даже два проекта — в сентябре мы переехали из Москвы в бетонную коробку у леса и уже больше года своими силами превращаем её в уютный дом. Если по очереди забирать друг у друга руль, помогать партнеру высыпаться и учиться быть адаптивными и спонтанными, то жить можно.
В детстве я называла «Мурку» «хулиганская песня» и требовала петь её в самых неподходящих местах.
В целом дочь вовлечена в работу по-максимуму, даже записала нам полноценный бит для песни «Крошкин бит». Во время работы она всегда у нас на руках, на голове, на проводах или на клавиатуре, и это одна из причин, почему мы не пишем по 50 дублей.
— Составьте топ-5 песен для детей?
1). «Бременские музыканты» — как одна большая песня. Великая штука, а в детстве еще абсолютным чудом кажется, что всё это спел один человек.
2). Песня Синьора Помидора из «Чиполлино», конечно: «я холеный помидор с кожею атласной, и вступать со мною в спор овощам опасно».
3). «В синем море, в белой пене…» — иконическая музыка, а еще там крутая ритмика стиха.
4). «Детектив Мартышка ищет нос» — первая и самая джазовая из «Нормальных песен», уже мем. Дети перебирают все подвернувшиеся носы и повторяют смешной звук из припева. А родители бурчат «Детектив Мартышка ищет… нишу/легальный способ заработать/где стучит в подвеске» и так далее.
5). «Лесной олень» — очень простая и очень драматичная история, её прямо проживаешь.
— А какая у вас была любимая песня в детстве?
Боюсь, что «Мурка». Я называла её «хулиганская песня» и требовала петь в самых неподходящих местах.
— Вообще в вашем доме часто звучит музыка? Какая?
Нечасто. У Пети строгий музыкальный вкус, а у меня замысловатый. Я, например, люблю слушать людей, по которым не всегда понятно, умеют ли они играть на музыкальных инструментах, — The Bad Plus, Pink Freud — и не хочу травмировать своего композитора.
— Какой, по-вашему, должна быть музыка для малышей?
Я точно могу сказать, какой она не должна быть: она не должна быть сделана «на отвяжись». А так — конечно, разной, чтобы можно было выбирать и постепенно выстраивать ориентиры. Хочется песен про любовь, озорство, отвагу и дикие мечты, про эмоции, о которых сейчас все только-только учатся говорить, про любопытство, нежность и комедию. Песен, которые уже как будто из мультика, мюзикла или фильма.
Мне неблизко интенсивное и тревожное детоцентричное родительство, когда жизнь подчиняется интересам ребёнка.
— Создавая проект, на кого вы равнялись? Может быть, на Железновых или опыт проекта «Вместе с мамой»?
Нет, Железновы, педагогика, раннее развитие — это всё, наверное, не про нас. Думаю, наши референсы — они не в музыкальной плоскости, а где-то в книгах, кино и комиксах.
Системы нет, есть определенные маячки и антимаячки. Скажем, мне неблизко интенсивное и тревожное детоцентричное родительство, когда жизнь подчиняется интересам ребёнка, или ребёнок взращивается по нормативам, или делается объектом кормления, одевания, лечения от несуществующих хворей. Но в то же время, если у дочери возникает потребность в объятиях, поцелуях или ползании по мне, я останавливаю любое бесперебойное производство и становлюсь абсолютным детоцентристом. У нас безлимитка на объятия и чесание пузика.
Если серьёзно, я очень-очень долго и осознанно принимала решение стать родителем, не хотела ничего делать на автомате (чувствовала, что в моем случае это может навредить ребенку). Переварила и жестко просеяла достаточно много информации, а это прокачивает интуицию.
— Есть ли в вашей семье какие-то правила поведения, семейные традиции?
Традиций пока нет. Но вот бабушка уже посадила у дома невысокую елочку, чтобы внуки хороводы водили на Новый год, ждем.
— Удаётся ли проводить достаточно времени всей семьей? Как вы любите вместе отдыхать?
Мы вместе практически 24 часа в сутки. С ребёнком еще не отдыхали, а до её рождения путешествовали по Европе на мотоцикле, иногда несколько раз в год. Хорватия, Австрия, Польша, Германия, Грузия, Словакия — в любую погоду, с одним маленьким кофром вещей на двоих. Этого мне больше всего сейчас не хватает.
— Что вас вдохновляет, даёт силы, позволяет перезагрузиться?
Спорт — это для меня как в живой водичке искупаться. Спецвыпуски «Гранд тура» под розовое вино. Любимое дело, в нём очень сильное положительное подкрепление заложено. И кофе, конечно.
— Бываете ли вы наедине с собой, как считаете, важно ли маме и жене иметь личное время? На что вы тратите свое?
Маме, жене, папе, мужу, ребёнку — всем нужно и важно бывать наедине с собой. Когда есть возможность, я рисую комиксы в стиле The New Yorker и делаю всякий графический стендап, а еще веду блог о жизни в недострое у леса. Сейчас дочь в стадии активного изучения возможностей лестниц, розеток и собственного тела, так что чаще всего есть время только на спорт — критически важный ресурс.
Просто передаем друг у другу ребенка по несколько раз в день — вот и весь тайм-менеджмент.
— Как вы успеваете, кто помогает? Есть ли какая-то своя система тайм-менеджмента, планирования?
Просто передаем друг у другу ребенка по несколько раз в день — вот и весь тайм-менеджмент. Пока она не ходила, я все дела мира делала с эргорюкзаком на плечах, а теперь просто с ней на руках. Родители всегда счастливы помочь, спасибо им, но они неблизко, да и дочь маленькая еще.
Решила попробовать ради интереса ни на что не жаловаться.
— Расскажите о ваших мечтах и планах? Насколько жестко вы живете в режиме достижений?
Прежде всего, мы планируем в июне выпустить первый альбом, который можно будет слушать на всех удобных платформах. Он выйдет уже 1 июня. Параллельно готовим прикладные сборники. Потихоньку работаем над музыкальной азбукой — думаем сделать красивое обучающее приложение с музыкой, но пока не нашли партнёров (ау!).
Продолжаем писать песни на заказ, мечтаем делать детский музыкальный контент для рекламы, кино и мультиков.
— Ваш идеальный семейный день?
Ох, в котором все здоровы и не нужно тревожиться о завтрашнем дне.
— Лично ваш идеальный день?
Слушайте, я на днях приняла вызов мужа и решила попробовать ради интереса ни на что не жаловаться — просто отключить эту опцию (впервые за 35 лет). Эксперимент проходит успешно, и, кажется, теперь я готова назвать идеальным любой — вообще любой — день, когда мне хватает ресурса на то, чтобы прожить его с юмором.
***
/ Вопросы: Людмила Чиркова
Комментариев нет