7 замечательных спектаклей для подростков в театрах Москвы
Театральный критик и мама четверых детей – о февральских постановках, которые смогут "зацепить" подростков.
Театральный критик и мама четверых детей – о февральских постановках, которые смогут "зацепить" подростков.
Современного подростка сложно убедить сделать выбор в пользу театра. Серьезные конкуренты — кино и компьютер. Но и найти в московской театральной афише спектакль, который «зацепит», заставит мыслить, удивит, будет держать в сильном эмоциональном напряжении на протяжении всего действия, – тоже нелегко. По профессии я – театральный критик и мама четверых детей, двое из которых на сегодняшний день являются подростками.
Конечно, у меня есть уникальная возможность смотреть много разных спектаклей. И главное – смотреть их вместе с детьми. Ведь важный критерий оценки той или иной постановки, адресованной театром непростой возрастной категории 12+ , во многом зависит от реакции моих детей. Они самые строгие критики в этом отношении. Я к ним прислушиваюсь и уважаю их мнение. Сегодня я хотела бы поделиться с вами списком из нескольких спектаклей, которые произвели впечатление и на меня, и на моих повзрослевших мальчиков. Это первая часть. Список будет продолжен.
«Капитан Фракасс», театр Мастерская Фоменко
18 февраля, 18 марта
12+
Прекрасно ведь, что в нашей жизни – реалистичной, эгоистичной и все больше виртульной — есть место романтизму. И не беда, что только в театре. Постановка по одной из самых лучших книг в жанре «плаща и шпаги» французского классика Теофиля Готье – большая удача. Скорее всего, современный подросток в лучшем случае имеет представление об этом направлении в искусстве по фильму о «Трех Мушкетерах». Роман же Готье не так популярен — и это обидно! Ведь именно он и представляет собой жемчужину приключенческо-романтического стиля.
Здесь есть все: интриги, бандиты, поединки, переодевания, похищения, злодеи и влюбленные. Согласитесь, что такой набор способен привлечь даже скептически настроенного зрителя в непростом переходном возрасте. Но главным действующим лицом в спектакле Мастерской становится все-таки театр : театр по Шекспиру, который, как известно, – весь мир, а люди в нем актеры.
Иногда надо не бояться «покинуть комнату», отправиться в путь и найти себя, примерив на себя другую роль. Именно такой поступок и совершает главный герой – молодой, бедный барон де Сигоньяк, отправившись вместе в труппой бродячих артистов в путешествие. В след за своей возлюбленной — актрисой театра — он становится маской: Капитаном Фракассом.
Я шла на спектакль лишь с одним опасением: смущала его продолжительность. «Капитан Фракасс» начинается в семь вечера, а заканчивается уже ближе к одиннадцати. Беспокоилась не о себе, а о детях. Оказалось, – напрасно! Смотрели они прекрасно и, по их же впечатлениям, — ни единой минуты не скучали. Спектакль невероятно зрелищный, в нем театральность возведена в третью степень: пышные, раскидистые костюмы, которые с одной стороны, отсылают к эпохе Людовика XIII , а с другой, конечно же, вторят маскам Венецианского карнавала – бессмертной комедии Дель арте. Основная «фишка» декораций, которая помогает уловить, поймать основной мотив вечного движения, пути странствующей театральной труппы ( да и всей жизни), – это три траволатора на сцене. Помните? Есть такие движущиеся бесступенчатые дорожки, позволяющие ускорить передвижение пешеходов. По ним движутся герои спектакля. Очень ёмко и точно.
Роли все яркие, характерные. Особенно прекрасен главный злодей – соперник барона. Будете умирать со смеху. В романе у Готье, он после того, как был на волосок от смерти, вдруг (по всем законам жанра) осознает свои злодеяния и становится благородным героем. В спектакле же он словно немного трогается умом и вытворяет страшно забавные вещи.
«Руслан и Людмила», театр Мастерская Фоменко
24 февраля
12+
Спектакль «Руслан и Людмила» придуман в ироничном, колком стиле. Ведь сама поэма изначально задумывалась с элементами пародии (на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев»). Пушкин намеренно иронически принижал благородные образы Жуковского, вставлял в повествование шуточные, гротескные детали. В спектакле образ Пушкина – балагурный, хулиганистый, насмешливый, но очень чувственный.
Здесь бесстрашные богатыри и Руслан седлают швабры и метлы вместо коней, на головы надевают помятые ведра и сражаются игрушечными мечами. Упитанный же Фарлаф с большими рыжими усами страшно напоминает не то Бармалея, не то Жерара Депардье в роли Обеликса. Борода Черномора больше похожа на длинную новогоднюю гирлянду, а «заветное кольцо» для Людмилы хранится в киндер — сюрпризе.
Спектакль играется на малой сцене в новом здании Мастерской, которая, как известно, имеет секрет. Зрителям в зале открывается перспектива нижнего театрального фойе с его объемной геометрической архитектурой: ступеньками, балконом, колоннами, проемами, перекрытиями. Кроме архитектуры фойе, на сцене растет дерево-колонна с цепью – «дуб зеленый» и сучками-ступеньками, а также деревянный наклонный помост, выполняющий роль своеобразного укрытия. И это все! Остальное – игра воображения. Если это встреча Руслана со старым Финном, то надо просто прислушаться, а легкое эхо и звук капающей воды перенесут вас в глухую пещеру старца. Если это владения Черномора с прекрасными водопадами и садами, то это — струящиеся ткани и настоящие апельсины, россыпью по сцене. А если это княжество Владимира, то это — обыкновенный длинный пиршественный стол, который при желании делится на две половинки (обещанное «полцарства прадедов»).
Здесь всё словно не всерьёз. Это своеобразный комикс на классическую тему, который абсолютно точно придется по вкусу капризному подростку: и с бессмертным сюжетом познакомится, и школьную программу по литературе усвоит, и удовольствие получит.
«Людоедик», Молодежный театр (РАМТ)
10, 24 февраля
12+
«Людоедик» поставлен по одноименной пьесе современного канадского драматурга Сюзанн Лебо. Сюжет не уступает триллеру: здесь и странная тайна, и возрастающее напряжение, и неожиданная развязка. Вдалеке от людей, в лесу живут мать с сыном. Он – огромного роста в свои 6 лет, и откликается на необычное, домашнее прозвище — Людоедик. Она — растворившаяся в любви к единственному ребенку, запуганная агрессивным миром, но гордая женщина с загадочным прошлым.
Вот в такой истории спрятаны смыслы, адресованные сегодняшнему подрастающему поколению и их родителям. Здесь и гиперопека над ребенком – страхи, которые пожирают взрослых; и борьба со страстями и желаниями у внезапно повзрослевших детей. Спектакль играется на малой сцене театра: все очень близко (действие разворачивается на расстоянии вытянутой руки) и очень правдиво, местами до кома в горле, до слез. Почти всегда темно и немного страшно.
«Пингвины», МТЮЗ
4, 23 февраля
12+
Спектакль поставлен по пьесе «У ковчега в восемь» известного немецкого драматурга, режиссера и актера Ульриха Хуба. Хуб написал ее в 2006 году после того, как одно из немецких издательств предложило нескольким театрам затронуть вопрос религии в детских спектаклях. Согласитесь, что тема очень щекотливая, непростая для театра, но, мне кажется, безусловно, важная и нужная для разговора с подростком. И это тот редкий случай, когда автор сумел удачно соединить уместный здесь пафос с легкостью повествования и доброй иронией.
Сюжет прост: Бог разгневался на людей и зверей за их жесткость, неблагодарность, безверие и устраивает всемирный потоп. Как известно, в Ноевом ковчеге могут спастись только «твари по паре». Но пингвинов оказывается трое. Одному из них (по воле друзей) приходится плыть на ковчеге «зайцем». Как научиться жертвовать собой ради другого? Как видеть и уметь признавать свои ошибки? Как прощать ближнему и не роптать на Бога? На эти «неподъемные» вопросы просто, а главное — с тонким юмором и любовью за полтора часа рождаются очевидные ответы. Пингвины в спектакле – это трое смешных горе-музыкантов.
Никаких клювов, хвостов и других глупостей. Пингвины тоже люди. Они ссорятся, мирятся, боятся, радуются, грустят, много поют и играют: то на гигантской балалайке, то на унылой гармошке, то на барабанах. Кстати, для пап и мам есть в спектакле «взрослые» приветы от режиссера спектакля: пингвины время от времени начинают говорить фразами Чеховских персонажей или стихами Бродского. Очень забавно и до удивления точно.
«Мама меня любит», Детский музыкально-драматический театр «А-Я»
11 февраля
12+
Мои дети всегда с удовольствием слушают истории из моего детства. Мне кажется, что все дети это любят. Спектакль в театре «А-Я» – это живые картинки из прошлого: смешные до слез, отчаянно грустные, знакомые до щемящей боли в области солнечного сплетения и все без исключения музыкальные. Это постановка, которая способна подарить взрослым кусочек безвозвратно ушедшего, ничем незамутненного счастья, а повзрослевшим детям приоткрыть заветную дверцу в такое странное советское детство родителей, бабушек и дедушек.
Спектакль построен на воспоминаниях реальных людей, чье детство приходилось на 40-80 годы прошлого столетия. Хронологии нет – все вперемешку. Здесь и война с эвакуацией, и истории про пионеров с хулиганами, и житье-бытье в коммуналке. Музыкальные пластинки, вожделенные велосипеды, первый телевизор, черный хлеб с зубной пастой вместо пирожных…Ты внимаешь каждой примете времени, прикидываешь, когда торт мог стоить 25 рублей и потихоньку шепчешь на ухо сыну о том, что картавит этот замечательный актер специально: он — Володя Ульянов.
Все актеры, занятые в спектакле запросто перевоплощаются в музыкантов: саксофон, электрогитары, ударные. Музыка – барометр времени: Хиль, Зыкина, Цой, Бутусов.
Каждое воспоминание уникально. И оно не просто сыграно, оно прожито: здесь и сейчас. С огромной любовью, без пафоса и псевдоностальгии по прошлому. И вы не представляете, какое количество вопросов рождается в голове у подростка после просмотра спектакля. Не это ли самое прекрасное: поговорить по душам после совместно увиденного в театре?
«Недоросль», Московский государственный музыкальный театр п\р Г. Чихачева
9 февраля
12+
Еще одно произведение из школьной программы по литературе, которое почему-то негласно принято смотреть в Малом театре. Не умаляя достоинств этой постановки, хотела бы посоветовать «Недоросля» в Чихачевке (так поклонники театра ласково называют этот театр.) Пьесу Фонвизина здесь удачно превратили в опперету-водевиль. Музыку написал известный композитор Андрей Журбин, автор не одного десятка опер, балетов и сочинивший сотни музыкальных хитов для эстрады и кино (чего только стоят песни из кинофильма «Эскадрон гусар летучих»).
И «Недоросль» не исключение: музыкой в спектакле проникнутся не только истинные ценители музыкального театра, но даже те, кто с этим жанром столкнется впервые. Впрочем, здесь все на высоте: и оригинальные костюмы, и прекрасные голоса артистов. Есть и небольшое отступление от классического сюжета, которое, становится пружиной всего действия: в спектакле одним из главных действующих лиц является сама императрица Екатерина II. Именно при ее правлении состоялась в театре премьера комедии Фонвизина. Ее образ создает исторический контекст, расширяет границы пьесы, что, безусловно, только на пользу современному подростку. Два в одном: и урок литературы, и урок истории.
«Шерлок. Продолжение». Московский детский Театр Теней
22, 23 февраля
12+
Рассказы про Шерлока Холмса словно созданы для того, чтобы воплотиться в теневом театре. Где, как не здесь, создается неповторимая атмосфера загадочности: для детективных историй точнее места не найти.
Мы уже писали о том, что театр задумал интереснейший проект: театральный сериал по знаменитым историям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Первые два спектакля были по рассказам «Собака Баскервилей» и «Вампир из Сассекса». И вот следующая серия! На этот раз — один из самых популярных сюжетов об английском сыщике: «Пестрая лента». Мы смотрели все серии и после каждой дети только выдыхали: «Вау!»
Каждый спектакль – это удивительно гармоничный синтез драматического, кукольного и теневого театра: все приемы сочетаются и переплетаются между собой. Вот за ширмой, в полной темноте возникают тени экзотических животных –павиана и гепарда, разгуливающих по поместью жестокого Ройлотта; а вот на сцене появляются изящные тростевые куклы сестер-близнецов, а на руках актеров вдруг оказываются перчаточные куклы – смешные уменьшенные копии знаменитого сыщика и его помощника.
Дуэт двух драматических актеров, исполняющих роли Холмса и Ватсона (и это при бешенной конкуренции с кинематографом, где в разное время были созданы культовые образы Конан Дойла), безусловно, успех постановки. Шерлок – молодой, импульсивный и ироничный. Ватсон – забавный, неуклюжий, но страшно обаятельный. Главной фишкой в их общении становится (выражаясь понятным для сегодняшних подростков языком) добрый троллинг друг друга. И вообще вся постановка выдержана по сути в этом ключе. Чего только стоит Цыганочка под живую скрипку в исполнении Ватсона на русско-английском языке: one, one, да еще one ( помните, в поместье Ройлотта жили цыгане?). Скучать точно не придется.
***
Светлана Бердичевская
Комментариев нет