дети 3 июля 2014 
Рейтинг: 0

Блог психолога: Скучающим родителям лучше не играть с детьми

Интервью с детским психологом Ириной Млодик

млодик
Ирина Млодик – председатель Межрегиональной Ассоциации психологов-практиков «Просто вместе», кандидат психологических наук, сертифицированный гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, опытный детский психолог и автор книг по детской психотерапии. С Ириной мы поговорили о том, как родителям давать свободу своему «внутреннему ребёнку» и не провоцировать у своих детей появление блоков и комплексов, и в каких случаях следует обращаться к психологу. 

– Некоторые родители обожают играть с детьми, а другие, наоборот, всячески этого избегают. Полезно ли родителям играть со своими детьми?

– Родителям играть со своими детьми, конечно, полезно. Но только в том случае, если родители умеют и любят это делать. Скучающий или докучающий своей игрой родитель ребенку не полезен. К тому же, если у родителя есть подсознательное или осознанное желание – поучать или морализаторствовать в процессе игры, то точно лучше оставить этот процесс детям и их друзьям. В игре ребенок развивается и находит способы самотерапии, и она может быть бесценным и полезным времяпрепровождением для ребенка, если ему не мешать, или знать законы детской игры.

– Как родительские проблемы во взаимоотношениях с собственными детьми связаны с не реализованным «внутренним ребёнком»? Кто он — этот «внутренний ребёнок»?

– Мы все когда-то были детьми и получили много разнообразного, хорошо усвоенного нами опыта о взаимодействии взрослых и детей. Наш «внутренний» ребенок – это та часть нашей личности, которая откликается на этот опыт. Именно он, даже в уже весьма взрослом возрасте, может бояться старших и взрослых, бояться их огорчить, разочаровать, может смущаться, быть беззащитным, веселиться или, наоборот, теряться, впадать в зависимость или беспомощность.

Наш недополучивший любовь «внутренний» ребенок может, например, обижаться на собственных детей потому, что они много всего имеют, и их жизнь слишком уж беспечна и хороша. Именно из-за него мы можем впадать в немоту, сжимаем плечи, не можем и слова сказать в защиту наших детей, приходя в школу, разбираться с конфликтом.

– В каких случаях полезно / необходимо обращаться к детскому психологу или психотерапевту? А в каких случаях родителям нужно решать свои внутренние вопросы, как не перепутать источник проблемы? 

– Если возраст ребенка до 3 лет, то я зову на консультацию родителей. До 3 лет в подавляющем большинстве случаев симптомы ребенка являются следствием каких-то родительских сложностей либо того, как устроена семейная система в целом. Либо это могут быть сложности одного из родителей.

Но и в более позднем возрасте часто ребенок просто является проявителем симптома семьи. Так что в любом случае, стоит начинать с консультации. И если окажется, что ребенку нужна помощь психолога, чтобы справиться с какими-то его психотравмами или уже организованными вследствие каких-то сложностей особенностями поведения, то тогда консультант предложит помощь психолога и ребенку.

Случаи, когда обращаться стоит: изменившееся поведение ребенка после каких-то событий в его жизни (травматичных или не очень, родители могут недооценивать уровень травматизма какого-то события), регулярные сложности со здоровьем, проблемы в общении, неадекватные реакции на какие-то происшествия, события, сложности со сном, аппетитом, повышенная тревожность или трудности в адаптации к новому.

– В советском детстве родители часто говорили детям: «Это нельзя. Как тебе не стыдно!» и т.д. и т.п. От этого у нынешних взрослых много блоков и комплексов, от которых мы до сих пор избавляемся. Есть ли какие-то простые рекомендации для сегодняшних родителей, как не воспитать измученного комплексами человека?

– Стыдить, пугать, манипулировать – радикальный и быстрый способ управлять ребенком, но не самый позитивный и полезный для его психики. К ребенку можно прислушиваться, к его желаниям и потребностям, с ним можно договариваться, когда это уместно и возможно, и ему можно и стоит ставить твердые границы, когда это необходимо. Если ребенок понимает, что его слышат и учитывают тогда, когда это возможно, то в случаях, когда надо просто послушаться и сделать, как требуют родители, он вполне может это осуществить. Конечно, при условии, что родители умеют быть авторитетными и твердыми.

5 июля Ирине можно будет задать свои вопросы на благотворительном лектории «Пять лекций о любви» в Москве, посвященном темам осознанного родительства, развития и воспитания детей, семейных отношений. Время и место проведения Лектория.

***

Вопросы: Наталья Фриш

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв