Практика чтения. Интервью с арт-терапевтом Анной Ше
15 сентября в мире отмечают Международный день Точки (International Dot Day), который появился после выхода книги "Точка" Питера Рейнольдса о девочке Ватши.
15 сентября в мире отмечают Международный день Точки (International Dot Day), который появился после выхода книги "Точка" Питера Рейнольдса о девочке Ватши.
Ватши не хотела и не умела рисовать, и тогда учитель просто предложил ей поставить точку на листе бумаги. В итоге девочку ждала персональная выставка и мировая слава. О том, как эта книга может помочь родителям лучше понять ребенка и о пользе детского чтения, «Воркингмаме» рассказала арт-терапевт Анна Ше.
Анна Ше – практикующий арт-терапевт (МА, Clinical Art Therapy, University of Long Island, NY, USA), член Американской Арт-терапевтической Ассоциации. Ведет развивающую арт-терапевтическую программу в Центре Современного Искусства ГАРАЖ, является основателем и директором Студии арт-терапии «САМО» на базе Центра Дизайна ARTPLAY.
– Анна, как Вы считаете, действительно ли чуткий педагог может найти подход к любому ребенку? Или бывают все же закрытые двери?
– Бывают двери, у которых нужно очень долго ждать. Этого терпения часто недостает педагогам. Тут, конечно, свою сложную роль играет учебный план, который должен выполнять педагог, а вместе с ним и ребенок. Не секрет, что этот общий план часто оказывается далек от актуальной реальности и потребностей ребенка. В этом случае, конечно, нужно подбирать уникальный ключик.
Понятно, что детям с гиперактивностью, например, не подходят сидячие упражнения на внимание и не стоит их мучать, считая, что можно их так выдрессировать. Им нужна структура, четко деленная на мелкие сегменты реальность: тут мы некоторое время делаем это, передвигаемся в эту часть комнаты и делаем то, теперь под стол и читаем, а теперь снова за столом и лепим. Такой индивидуальный подход возможен, только если детей в группе или классе не много, точнее не больше шести, максимум десяти. Это в современных подготовительных учебных заведениях встречается не часто, но все чаще, что радует. В общем, каждой двери необходим терпеливый, аккуратный ключник.
– В ваши сеансы детской арт-терапии входит совместное чтение, и наверняка, среди любимых книг есть «Точка» (В России книга «Точка» вышла в издательстве «КомпасГид», 2011 – ред.). Расскажите, как с ней работать?
– Да, совместное чтение – это одна из активностей на наших занятиях. Либо ведущий читает вслух детям, либо, если в группе оказываются ребята, которые уже умеют читать, то читают они. Само чтение – очень терапевтичная практика. Она развивает внимание у детей, через вовлечение в переживание. «Точка» — это, на самом деле, одна из наших любимых и часто «практикуемых» книг. Использовать ее на занятии можно точно по тексту в случае с ребенком, отказывающимся, например, рисовать. В каждом конкретном случае важно понимать, почему это происходит. Возможно, это неуверенность в себе – тогда «Точка» — то, что надо, а возможно, отказ – это приглашение к разговору, плохое настроение или просто усталость. Тут в каждом случае свой «ключик».
Есть и другой вариант ее использования. Однажды мы разбирали реальную конфликтную ситуацию между ребятами, в которой не было правильной точки зрения, у каждого была «своя точка». Так, каждый в группе нарисовал свою точку, и мы устроили выставку точек. Конечно, не оказалось двух идентичных. Мы их рассматривали, обсуждали и дарили их друг другу. Конфликтная ситуация не была этим исчерпана… Но жесткое представление о том, что обязательно должен быть кто-то правый, было определенно размягчено. То же самое мы делали с другой группой, когда разбирали тему многообразия человеческих рас. Подобные упражнения становятся для ребят хорошей визуальной метафорой — наглядным основанием для разговора.
– С одной стороны, «Точка» — мощный ориентир для родителей и педагогов, призыв открывать индивидуальность ребенка, не ломая его и не уравнивая под одну гребенку с остальными сверстниками, а с другой — за книжными строками остались другие проблемы. Ватши поверила в себя, и совершенно ясно, что творчеству в ее жизни быть, но как теперь объяснить ребенку, что не всегда усердие заканчивается головокружительной победой? И стоит ли объяснять?
– А чем еще заканчивается усердие? И что такое головокружительная победа? Активное «взрослое» целеполагание, которое теперь так рано прививается детям, кажется мне немного патологическим. «Своим действием-напором-концентрацией-желанием ты ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО достичь цели!» – говорят родители. И чем материальнее цель, тем лучше. Единственная цель, которая существует, – это жизнь, но не достижение цели.
Не-головокружительная победа – это тоже головокружительная победа. И современному родителю/воспитателю/учителю важно научиться транслировать это детям. Иначе мир делится на пространство неудач, которые нужно избегать и не допускать, и на пространство позитивных достижений, которые только и стоит желать и которые являются единственно правильными. Мир гораздо многообразнее.
– Есть ли, по-вашему, универсальный совет: как вырастить ребенка счастливым и уверенным в себе? Если «да», то какой он?
– Да, любить ребенка, а не себя в ребенке.
***
Наталья Марковец
Комментариев нет