воркингмамы 26 января 2021 
Рейтинг: 0

«Самое трудное в родительстве – отказаться от своих ожиданий от ребёнка».

Как создаются образовательные проекты для детей и как всё изменила удалёнка – обсуждаем с Валентиной Лангузинской из детского департамента Политехнического музея.

Валентина Лангузинская — руководитель отдела продюсирования программ и проектов детского департамента Политехнического музея и мама 7-летнего сына. За пять лет работы в Политехническом музее Валентина узнала ответы на сотни детских вопросов (среди них и “Рождается ли улитка с ракушкой”) и выстроила работу в проекте Университет детей.

– Расскажите про Университет детей. Чем он отличается от обычных дополнительных занятий? Почему у вас преподают ученые, разве обычные учителя не могут ответить на детские вопросы?

Университет детей существует уже 7 лет, и когда мы только начинали, не было такого всплеска научно-ориентированных дополнительных занятий для детей. Главное его отличие в том, что он отталкивается прежде всего от тех вопросов, которые волнуют детей. И в том, что занятия ведут ученые.

«Почему мир не треугольный?» Мне бы никогда не пришел в голову такой вопрос, а оказалось, что за ним скрывалось классное занятие и действительно есть причина!

Задача Университета детей прежде всего в том, чтобы поддержать любопытство ребенка и познакомить его с исследовательским подходом к окружающему миру, а не дать готовый ответ на вопрос. Поэтому для нас очень важно партнерство именно с учеными: они владеют научным методом, понимают, как проверять предположения, как ставить под сомнение результаты экспериментов, как выдвигать новые вопросы и какие ограничения есть в той или иной научной области. Именно ученые, занимающиеся исследованиями сейчас, понимают, как развивается научная область и владеют самой актуальной информацией о новых исследованиях и открытиях.

Для ребёнка встреча с ученым — это возможность посмотреть на мир его глазами, узнать, что такие люди вообще существуют, лучше понять, чем они занимаются и как устроена жизнь ученого, и получить информацию из первых рук. Самая моя любимая часть занятия – это его конец. Мы всегда закладываем время для того, чтобы дети могли задать вопросы ученому. И они всегда задают вопросы, которые выходят за рамки темы занятия, иногда завязываются оживленные дискуссии и обсуждения. Это очень ценно. 

– Ваш сын учится в Университете детей? Какие занятия ему нравятся больше всего?

Мой сын только-только дорос до 7 лет, именно с этого возраста можно начинать ходить в Университет детей. Когда он был младше, приходил иногда мне помогать на площадку, где проходили занятия. Помню, что ему очень понравилось откапывать скелет на занятии по археологии.

– Темами занятий в Университете становятся детские вопросы. Какой детский вопрос ваш любимый?

Сложно выбрать самый любимый, они все очень интересные и вдохновляющие. Помню вопросы, на которые самой очень интересно было делать занятие – например, «Почему мир не треугольный?» Мне бы никогда не пришел в голову такой вопрос, а оказалось, что за ним скрывалось классное занятие и действительно есть причина! Еще очень люблю вопрос «рождается ли улитка с ракушкой?»

– Сейчас в Политехническом музее вы занимаетесь не только Университетом детей. Какие проекты для детей появятся в этом году в музее?

Сейчас активно идет подготовка к открытию исторического здания. Мы работаем над детским научным музеем, ориентированным на аудиторию до 9 лет, придумываем, как в остальных пространствах музея часто сложное научное содержание сделать доступным и интересным для детей. Создаем экскурсионные программы, готовим публичную программу – надеемся, что в этом году сможем пригласить всех в наш музей.

Переход образовательных проектов в онлайн заставил более внимательно посмотреть на все образование в целом. У онлайн-образования масса плюсов, но при этом есть вещи, которые невозможно перенести в онлайн,

– Сейчас активно обсуждаются плюсы и минусы онлайнобразования. Что вы об этом думаете?

Я думаю, обсуждение этих вопросов очень здорово обогащает и развивает профессиональную среду. Переход образовательных проектов в онлайн заставил задуматься о том, как должно быть устроено онлайн-образование, а это, в свою очередь, заставило более внимательно посмотреть на все образование в целом. И стало понятно, что образование – это больше, чем просто процесс линейной передачи знания.

Больше стали задумываться о том, какая у людей бывает мотивация, как они лучше учатся, какие инструменты для каких задач лучше работают, как перенести удачные практики в онлайн. Мне кажется, это очень здорово. Сейчас уже становится понятно, что у онлайн-образования масса плюсов, но при этом есть вещи, которые невозможно перенести в онлайн, поэтому, я думаю, оба направления образования будут продолжать усиливать друг друга.

– Какие образовательные проекты кажутся вам интересными и перспективными?

Мне очень нравится, что стало появляться больше возможностей для родителей с детьми заниматься где-то вместе: например, приходишь в гончарную мастерскую – и одновременно есть и для детей занятия, и для родителей, или просто все работают в одной общей группе. Здорово, когда можно учиться новому вместе. И мне кажется, это перспективное направление, потому что мы уходим от картины мира, в которой учеба заканчивается с выпуском из университета. Все чаще взрослые люди учатся чему-то. И учится вместе с ребенком – это опыт, который может обогатить и родителя, и ребенка.

– Расскажите о сыне. Вы для детей друг или наставник?

Моему сыну 7 лет, в этом году он начал ходить в школу. Мне очень интересно за ним наблюдать, сейчас очень классный возраст появления своей независимой от родителя школьной жизни, друзей, мне это очень нравится. Для своего ребенка я не друг и не наставник, всё-таки мама – это что-то другое. Для других детей я скорее наставник – чаще всего у меня есть педагогическая задача и цель, к которой мы вместе с детьми идем, и моя роль – направить и поддержать.

– Что вас вдохновляет, дает силы, позволяет перезагрузиться?

Меня очень вдохновляют в профессиональном плане примеры коллег из разных стран, разные научные музеи. Я очень люблю ходить на события, которые организуют коллеги или мы сами, знакомиться со специалистами из разных городов и стран. Сразу очень много идей появляется, которые хотелось бы попробовать.
Для перезагрузки я очень люблю гулять, еще я рисую – стараюсь в последнее время находить на это побольше времени. Люблю верховую езду и путешествовать.

– Как вы всё успеваете? Есть ли какаято своя система таймменеджмента / планирования?

К сожалению, я успеваю не всё. Есть столько планов и столько вещей, на которые пока просто не хватает времени – например, никак не могу записаться в автошколу. Помогает ставить реалистичные цели, разрешать себе отдыхать и расслабляться и умение быстро перестраивать планы.

Самое трудное в родительстве – это отказываться от своих ожиданий от ребенка.

– Какие у вас есть семейные традиции? Может быть, необычные ритуалы? 

Не знаю, можно ли это считать ритуалом, но мы любим танцевать и петь песни. Мы стараемся пробовать разное, поэтому каких-то сложившихся традиций у нас пока особо нет. Наверное, только то, что каждый год перед Новым годом я делаю сама адвент-календарь с разными заданиями, картами сокровищ и подарочками.

– Что для вас самое трудное в родительстве?

Наверное, самое трудное – это отказываться от своих ожиданий от ребенка. И жить с ним в настоящем, уметь ценить и быть в моменте с ребенком, а не думать все время «а правильно ли я делаю? К чему это приведет в будущем?» или быть одной рукой с ним, а другой – в ноутбуке.

– Материнство – это..?

Материнство – это удивительный опыт или состояние, я даже не знаю, как правильно сказать. А может быть, это тоже своего рода образовательный процесс, когда ты должен научиться безусловному принятию.

– А детство?

Детство – это состояние открытости, любопытства, доверия к себе и окружающему миру. Для меня детство не заканчивается в определенном возрасте, внутренний ребенок есть в каждом из нас.

 ***

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв