Участники узнают, как слово «заливать» в значении «обманывать» связано с колоколами, что такое «волокита» и чем пожарник отличается от пожарного.
На занятиях дети узнают, с чем связано происхождение целого ряда устойчивых выражений, сохранившихся до наших дней, познакомятся с историей и бытом старой Москвы.
Автор курса – Лариса Скрыпник, историк, автор детских книг «Кольца Москвы» и «Бульварное кольцо».
1 занятие: «На всякий пожарный»
— Первый Кремль – на Боровицком холме, бор – сосновый лес
— главный враг дерева – огонь (о московских пожарах). Здесь же — «От копеечной свечи Москва сгорела»
— «обыденные храмы» — строили за один день. Рассказ о строительстве Храма Илии Обыденного
— за один день строили и дома. Лубяной торг на Трубе.
— как боролись с пожарами, почему пожарных нельзя называть «пожарниками»
— о московских пожарных: как были обустроены пожарные части, пожарная каланча, как подавали сигнал о пожаре и т.д. Здесь же – рассказ о том, как пожарных использовали в качестве массовки в театральных представлениях, и к какому казусу это привело.
2 занятие: «Заливать»
— «Сорок сороков» — церкви и монастыри в Москве. Зачем строили, как выбирали место, монастыри — сторожи Москвы, легенды об основании московских монастырей
— Колокола – какие бывают: набатные, красные, ссыльные, пленные, лыковые и т.д.
— Царь-колокол
— Где и как в Москве изготавливали колокола. Истории, которые распускали изготовители колоколов. Слово «заливать».
— Колокольные звоны по разным поводам – слушаем колокольные звоны.
3 занятие: «Волокита»
— царь и Боярская дума
— приказы, «Кричать на всю Ивановскую», Лобное место
— «Долгий ящик» — о неповоротливости системы управления
— «волокита» — затягивание дел, и можно перейти к плохим дорогам и транспорту, московским мостовым и т.д.
— звуки Москвы.
Комментариев нет