Школа 26 октября 2020
Рейтинг: 0

«В школе учителю приходится быть кем-то другим»

Педагоги и директора школ обсудили проблему профессионального "выгорания".

Учителя сильнее других специалистов подвержены выгоранию. Особенно это заметно сейчас, в период дистанционного обучения. Об этом на круглом столе Яндекс.Учебника говорили педагоги и директора школ. 

Выгорание – это физическое, эмоциональное и умственное истощение. Учитель русского языка и литературы школы №18 Санкт-Петербурга Елизавета Капустина рассказала, что маркерами ее выгорания стали отсутствие внутренней мотивации, вдохновения и желания пробовать в профессии что-то новое: «Выгорание – это когда ты начинаешь терять в себе человека». Сложности у учителя возникают, когда он начинает воспринимать ученика как объект обучения, а не как отдельную личность со своими эмоциями, проблемами и характером.

«Постоянная усталость и стресс мешают учителям получать удовольствие от работы, поэтому им особенно нужна профессиональная обратная связь о том, как с этим справляться», – считает руководитель программы развития педагогов «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник Ирина Савицкая.

Когда ты приходишь в школу, тебе приходится переставать быть тем, кто ты есть. Переставать жить так, как ты жил раньше, потому что учитель должен транслировать какой-то образ своим коллегам и ученикам

Но важно понимать, что учитель – тоже человек. Как отметил Кирилл Загустин, учитель истории и обществознания, создатель телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович»: «Большая проблема в копилку источников выгорания в том, что когда ты приходишь в школу, тебе приходится по внутренним причинам и из-за какого-то общественного давления переставать быть тем, кто ты есть. Переставать жить так, как ты жил раньше, потому что учитель должен транслировать какой-то образ своим коллегам и ученикам.

А что, если я иду в пятницу вечером с авоськой, в которой лежит торт и пара бутылок вина? Они ведь могут не понять, ведь алкоголь — это плохо. И когда человек начинает заниматься этими самоограничениями, самобичеванием, это способствует тому, что он разочаровывается и в себе, и в профессии.

Одна из главных задач для любого молодого учителя — помнить, что мы в первую очередь являемся людьми, взаимодействуем с живыми людьми, а, значит, мы сами должны быть живыми».

Родителям важно понимать, что после уроков наступает личное время учителя. Поэтому писать в общий чат с учителем в 8 вечера – не лучшая идея.

Как родители учеников могут помогать учителю справиться с выгоранием или хотя бы не ухудшать ситуацию? Директора московской школы №2065 Наталья Файдюк и нижегородской школы №131 Ирина Борякова подчеркнули важность уважения личных границ учителя. В общении родителей с преподавателем должны быть правила. Родителям важно понимать, что после уроков наступает личное время учителя, ему нужно отдохнуть и восстановить силы. Поэтому писать в общий чат с учителем в 8 вечера, чтобы уточнить какой-то вопрос – не лучшая идея. Хорошо, если у чата есть рабочее время, вне которого туда не пишет ни учитель, ни родители. Можно договориться, что в чате будет размещаться только информация без дискуссии.

В программе «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник началась диагностика выгорания учителей.
Педагоги могут пройти тест и узнать, насколько они эмоционально устали, а затем — познакомиться с курсом «Эмоциональное выгорание педагога», в котором психологи рассказывают об эффективных способах борьбы с этой проблемой.

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв