наши мамы за границей 3 июля 2018 
Рейтинг: 0

«Мамы в Англии не рвутся на работу или самореализоваться»

История воркингмамы из Сибири, которая в 2000-х уехала в Лондон, построила карьеру и родила троих детей. 

Оксана Мельникова живёт в Англии уже 16 лет. Наталье Фридман Оксана рассказала про жизнь с тремя детьми в Лондоне и про английскую стабильность, к которой долго не могла привыкнуть.

Я родом из Барнаула, это столица Алтайского края. Англичанам понятнее, когда говорю, что из Сибири. По профессии я учитель рисования и журналист. Когда училась в Университете в Екатеринбурге, попала на стажировку в Германию и влюбилась в европейскую жизнь. Это был конец девяностых, и было интересно наблюдать, как люди живут по-другому, будто в параллельном мире. После стажировки я решила продолжить учиться и поступила в Дунайский университет в Австрии. Там же познакомилась с будущим мужем. Он жил в Англии, а встретились мы в одном из популярных чатов в сети.

В Англии я долго не могла привыкнуть к тому, что зарплата выплачивается стабильно и регулярно. Поэтому мы с мужем инвестируем в недвижимость помимо основной работы. Покупаем, ремонтируем и сдаём квартиры.

В Англию я никогда не рвалась, да и английский знала плохо, – училась на немецком. Но после свадьбы мы не могли определиться, в какой стране жить. Муж звал на свою родину в Эстонию, а я предпочитала Россию. Поэтому временно остались в Англии. И вот уже 16 лет мы здесь.

Когда я приехала в Англию, то могла сказать только: «My name is Oksana» и «What about you?». Немецкие фразы постоянно перекрывали мой базовый английский. На свою первую работу в лондонском ресторане я ходила со словарём.


Сейчас я работаю управляющим директором в компании, которая предоставляет жильё и уход людям с ментальными расстройствами.
В этой компании я уже 15.5 лет – выросла от рядового сотрудника до руководителя.
Да, ничего общего с моим образованием и профессией, но журналистика бы меня не прокормила. А чтобы работать учителем в Англии, нужна академическая квалификация. Поэтому мне пришлось идти на биржу труда и искать любую работу. Там мне предложили с моим дипломом учителя работу в социальной сфере.

Начинала я с работы ассистента, через год стала управляющей небольшого дома на 6 постояльцев, ещё через год — дома на 16 человек. Теперь я по сути исполняю функции HR-директора. У меня в подчинении 14 менеджеров. Я набираю и обучаю персонал, провожу тренинги, слежу за качеством их работы. Компания выросла за это время в три раза.

В Англии я долго не могла привыкнуть к тому, что зарплата выплачивается стабильно и регулярно. Когда я уезжала из России в 2000 году, зарплату мне и другим журналистам на телевидении задерживали месяцами. Моим родителям в Сибири зарплату в течение двух лет выдавали мешками муки. Страх оказаться в такой ситуации заставлял меня даже в Европе думать о дополнительном доходе. Так возникла идея инвестировать в недвижимость, чем мы с мужем и занимаемся помимо основной работы. Покупаем, ремонтируем и сдаём квартиры. Это будет наследство троим нашим детям и наша пенсия.
Муж закончил юридический в Тартусском университете. Но в Англии ему тоже пришлось поменять специальность и начать работать руками, переквалифицировавшись в слесаря.

У нас трое детей: Кристиану 9 лет, Альберту Диору — 7, Анне-Марии-Елизавете полтора года.
Декретный отпуск в Англии максимум год, если хочешь вернуться на свою должность. Если остаёшься дома дольше года, то позицию могут уже не вернуть. Я ни разу не встречала женщину, которая сидела бы в декрете дольше года. Размер декретных определяет работодатель, и чаще всего это минимум, установленный государством. То есть вы получите 90% от зарплаты в первые 6 недель и потом 145 фунтов в неделю в течение 33 недель. После этого вы сидите дома с ребёнком совершенно бесплатно.

 

Дети считают английский своим родным языком и предпочитают общаться на нём. Но мы с мужем просим их говорить с нами по-русски. Это тяжёлый труд – поддерживать родной язык в чужой стране.

Я принципиально брала декретный отпуск с каждым ребёнком по максимуму – на год. В первый раз было страшно, потому что приходилось рассчитывать только на зарплату мужа. Никаких льгот от государства нам не полагается, потому что мы оба работаем. На первого сына платили 80 фунтов в месяц, сейчас мы получаем 190 фунтов в месяц за троих детей до достижения ими 16 лет. Это небольшие деньги, если учесть, что упаковка памперсов стоит 10 фунтов. Я откладываю эти деньги детям на сберегательный счёт, чтобы у них была достаточная сумма к моменту их поступления в университет.

Наши старшие дети ходят в школу. Учебный год в нашей школе заканчивается 1 июля, а 2 июля начинается новый. Дети учатся до 20 июля, затем 6 недель летних каникул. А 5 сентября учёба возобновляется. Такой график придумали для того, чтобы дети испытывали меньше стресса в сентябре и могли привыкнуть к новому классу и учителю ещё летом. Дело в том, что в Англии дети меняют классного руководителя и кабинет каждый год.

Школы сами устанавливают время начала и окончания занятий: уроки могут начинаться с 8.45 до 9.15 и заканчиваться с 15.00 до 15.20. Начало учебного года и график каникул самостоятельно устанавливает администрация каждого округа. Ещё у каждой школы дополнительно к каникулам есть 8 выходных дней в году, их распределяют по усмотрению администрации школы.

Оценки в школе не ставят. В средней школе оценивают проекты и тесты, система оценки зависит от школы: где-то ставят баллы, где-то проценты, ещё есть система буквенной оценки (от А). В конце средней школы ученики выбирают предметы, по которым будут сдавать экзамены, что-то вроде ЕГЭ. И эти экзамены уже оценивают одинаково по всей стране.
Чтобы родителям понять, как ребёнок учится, нужно общаться с учителем и задавать конкретные вопросы. Потому что, если просто спрашивать “как у сына дела?”, ответят: “Ваш сын занимается хорошо, очень старается”.

 

Женщины после рождения детей в Англии не стремятся на работу, а рассчитывают на мужа или на пособия. Мне это кажется странным – 21 век, а женщины видят себя только мамами и жёнами.

Дети начинают ходить в школу очень рано – с 3 лет в группу дошкольного воспитания. Там они уже в униформе, как в настоящей школе. Пока я разобралась в школьной системе, чуть не сошла с ума. Всё, конечно, чётко – по почте присылают уведомление о том, что пора записывать ребёнка в школу. Но дальше нужно заполнять кучу заявок, и от всего этого голова кругом.

По субботам мы возим мальчиков в русскую школу в Кембридже – нашем любимом городе. Он пронизан духом студенчества, очень красивый и уютный, все ездят на велосипедах. Эта школа – центр дополнительного образования, преподают в ней по программе российских школ учителя из России, Украины и Прибалтики, а также профессора местных университетов и колледжей. Учатся – дети из тех же стран, ещё из Болгарии. Есть два типа классов: для детей, у которых оба родителя русскоговорящие, и для детей из смешанных семей, – у них программа попроще.

Школа находится на территории колледжа. В ней можно брать сколько угодно предметов, они все преподаются на русском языке. Мы берём по максимуму: русский язык, математика, ИЗО, физика, шахматы, музыка, драмкружок. Уроки и кружки можно менять каждые 4 месяца: танцы, керамика, спорт, история, робототехника. Пока дети учатся, для родителей проводят лекции, кинопоказы, встречи с писателями из России. Все эти мероприятия платные, как и уроки для детей. Мы там даже тотальный диктант писали (он был бесплатным : ), а дети участвуют в российских олимпиадах дистанционно.

В Англии иметь детей – очень дорого. Сад для двоих детей обойдётся в 1 750 фунтов в месяц. Средняя зарплата – £30 000 в год, до вычета налога. Почти вся зарплата уходит на оплату садика.

Чтобы поддерживать детей в знании русского языка, дома мы говорим на нём. К сожалению, дети больше общаются на английском – в школе с 9 утра до 16 часов. Они считают английский своим родным языком и предпочитают общаться на нём. Но мы с мужем постоянно просим их говорить с нами по-русски. Это тяжёлый труд – поддерживать родной язык в чужой стране. Собственно, это была главная причина, почему мы решили тратить каждую субботу на русскую школу. Там наши дети увидели, что есть много других людей, говорящих на русском языке.

Недавно мы купили приставку к телевизору, которая ловит российские каналы, – теперь дети смотрят мультики на русском. Чтение пока даётся с трудом, хотя на английском читают бегло, – Кристиан может за вечер прочитать книжку в 200 страниц.


В Англии иметь детей – очень дорого.
Может, поэтому мы долго решались на первого ребёнка. За садик – почасовая оплата. Мы сейчас платим 6 фунтов в час, то есть в месяц – 1 000 фунтов. Да, за второго ребёнка дают скидку 25%, если он одновременно с первым идёт в сад. И сад для двоих детей обойдётся в 1 750 фунтов в месяц. Средняя зарплата в Англии – £30 000 в год, до вычета налога, а он – 25-30%. Получается, почти вся зарплата уходит на оплату садика. Так что многие англичанки после рождения ребёнка не спешат вернуться на работу.

Многое в отношении англичан к воспитанию детей, к материнству меня удивляет. После рождения сыновей я ходила в группу для молодых мам. Из 12 человек только одна собиралась вернуться к работе. Остальные рассчитывали на мужа или на пособия. Мне это кажется странным – 21 век, а женщины видят себя только мамами и жёнами. Не то, чтобы у них были блестящие карьеры, но они совсем не рвутся на работу или самореализоваться.

Также удивляет, что мамы 30-35 лет не стремятся расширять и географию своей жизни. Мы живём в 5 милях от Лондона, я туда каждый день езжу на работу, а многие мамы не были в Лондоне со своих школьных времён. Меня удивляет такая жизнь “на районе”. А они мне говорят: “Зачем нам Лондон, если все родные живут на соседней улице?”

Ещё удивляет отношение системы здравоохранения к беременным, оно не такое трепетное, как в России. В Англии нет проблем с рождаемостью, поэтому отношение такое: беременность – это ваша личная забота, если ребёнку суждено жить – он выживет. Поэтому, когда становилось плохо во время беременности, я звонила сестре в Барнаул, и она там по горячей линии консультировалась с российскими врачами. Только так и получала срочные медицинские советы.

Например, с первым сыном мне забыли сделать анализ крови на диабет и потом удивлялись, в кого ребёнок такой крупный (4210 г). Только за 3 дня до родов догадались проверить карточку, срочно взяли кровь, и выяснилось, что у меня диабет. Со вторым сыном – в конце беременности появился холестаз, а диагноз не могли поставить, так как делали только общий анализ крови. Когда я настояла на дополнительных анализах, меня сразу же отправили на кесарево. Оказалось, что проблема была уже сильно запущена.

Что приятно удивляет в Англии, – это вовлеченность пап в воспитание детей: они гуляют с колясками, водят детей на приёмы к врачу. Здесь нет понятия, что дети – это женская работа.

Кормление грудью в Англии непопулярно. В 70-е годы, когда родители наших ровесников были хиппи и увлекались алкоголем и курением, здесь шла пропаганда молочных смесей для младенцев – будто бы они лучше грудного молока. С тех пор эта идея прочно засела в головах мам, и в целом это привело к ухудшению здоровья в стране. Со своими первыми детьми я была единственной на несколько палат роддома кормящей мамой.
Сейчас Министерство здравоохранения Великобритании активно взялось за пропаганду грудного вскармливания – везде развешаны плакаты о преимуществах ГВ, открываются курсы подготовки к ГВ. Но население ещё не поменяло свои привычные взгляды. Когда я ходила на массаж с младшей дочкой, там из 15 мам только я и одна англичанка были кормящими грудью.

Что приятно удивляет в Англии, – это вовлеченность пап в воспитание детей: они гуляют с колясками, водят детей на приёмы к врачу. Здесь нет понятия, что дети – это женская работа.
Если говорить про английское воспитание – здесь каждый занят своей жизнью, и воспитание идёт больше от семьи, от родителей. Чужие люди не будут делать замечания, если дети плохо ведут себя на улице или в транспорте. В России больше воспитания идёт от общества – любая бабушка у подъезда может поучать соседских детей. В Англии такого нет.

Мне кажется, англичане идут путём наименьшего сопротивления. Здесь во всех детских спортивных секциях, на уроках музыки и шахмат вы встретите 10-20% английских детей, а все остальные – дети эмигрантов. Они же заставляют детей гулять и каждый день делать что-то полезное или интересное, а не только сидеть за компьютером. А единственная секция, где преобладают английские дети, — это футбол. Им болеет вся нация, детей отдают в футбол с полутора лет.
Например, наши соседи – англичане – разрешают своим троим детям сидеть дома целыми днями и играть нон-стоп на компьютере. За всю зиму они ни разу не играли в саду, а весной — раза три. Их мама, кстати, не работает.

В Англии есть закон, по которому сотрудник может официально попросить свободный график, если в семье есть ребёнок до 6 лет. Работодатели знают об этом законе и идут навстречу.

Если говорить о том, как всё успевать, то секретов нет. Чтобы эффективно организовать график жизни с тремя детьми и работой, нужно просто договориться с мужем и начальством. Помогать с детьми мы хотели позвать бабушек, но наши мамы не смогли приехать. И мы остановились на детсаде для младшей и на кружках для сыновей. Старшие дети заканчивают в школе в 3 часа, затем ещё час занимаются в кружках: музыка, каратэ, регби, шахматы. Продленки в нашей школе нет, хотя её можно купить за 11 фунтов в день за каждого, (500 фунтов в месяц за двоих) в другой школе. Автобус приезжает и увозит детей туда. Там они находятся до 6 вечера. Мы посчитали, что это дорого и неудобно, решили сделать иначе. Я собираю детей утром и отвожу в школу и садик. Уроки начинаются в 8:45, поэтому на работу я добираюсь только к 10 утра. Поскольку я давно работаю в компании и заслужила доверие, мне позволяют приезжать позже. В рабочее время ja выкладываюсь полностью. Работаю до 17-17.30, при этом часто сокращаю свой обед.

Детей забирает из школы и сада муж. Он работает с 8 утра, поэтому заканчивает до 4-х. В Англии есть закон, по которому сотрудник может официально попросить свободный график, если в семье есть ребёнок до 6 лет. Работодатели знают об этом законе и идут навстречу. В нашем случае мы работаем те же 40 часов в неделю, но по более свободному графику.


В моей жизни мне очень помогают люди, которые вдохновляют и помогают верить в себя.
Моя бабушка одна вырастила 8 детей, дедушка рано умер. Она жила в деревне, в доме без удобств, работала в колхозе и сама имела хозяйство: корову, кур, два огорода. Вот это была суперженщина! Её пример вдохновил меня на рождение третьего ребёнка.
Ещё меня вдохновилa моя сестра, у которой в школе не было даже биологии, но она сама занималась дома и поступила в мединститут. На учёбу в Европе меня вдохновили мои преподаватели – Галина Германовна Щепилова, Ирина Михайловна Варкентин. В конце 90-х зарубежные стажировки казались чудом. И они открывали перед нами, студентами, целый новый мир. Я начинала с нуля, точнее, с одного чемодана, но труд и упорство привели меня к прекрасной жизни и семье.

Чтобы быть успешной на работе и чтобы всё было в порядке дома, я обязательно нахожу время для себя. 5 лет назад мне поставили диагноз “аллергия на стресс”. Доктор прописал мне «take it easy!», то есть – не заморачиваться, не принимать происходящее близко к сердцу. Я рассмеялась ей в лицо, но выбора не было, пришлось последовать предписанию врача. И это сработало! Ведь стресс мы получаем не от обстоятельств, а от нашей реакции на них. Если мы себе говорим: “Я переживаю”, то организм начинает вырабатывать гормон стресса и даёт симптомы болезни. Я стала вырабатывать в себе спокойное отношение ко всему на работе, и теперь меня зовут “железная леди”.

Я теперь обожаю возиться в саду, это мне помогает расслабиться и подзарядить душевные батарейки. В Англии говорят: «happy wife- happy life», что означает “Если женщина счастлива, то и вся семья довольна”.
***

Беседа: Наталья Фридман

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв