детские приложения 22 сентября 2020 
Рейтинг: 0

5 признаков хорошего обучающего приложения для детей

Как выбрать хорошее обучающее приложение для ребенка? Рассказывают разработчики.

Детей, родившихся после 2010 года, когда появился айпад, сложно оторвать от гаджетов. Через экран они познают мир, социализируются и учатся. Педагоги начали использовать устройства в образовательном процессе. Разделы “Для детей” и “Образование” в магазинах приложений App Store и Google Play заполнены под завязку.

Важно, чтобы в обучающем приложении был виртуальный учитель.

Как выбрать приложение, которое будет не только развлекать ребёнка, но и эффективно обучать? Рассказывает Ольга Синицына, руководитель отдела обучения Buddy.ai, разработчика мобильного приложения для обучения детей разговорному английскому.

1. Эпистемический авторитет и Digital Humans

Учитель — это не только “говорящая голова”, которая просто читает учебник страницу за страницей. Мы — социальные животные, нам важно мнение другого человека о нас. Образ преподавателя, взаимная симпатия, двустороннее общение с ним — ключевая составляющая эффективного образовательного процесса. Новая информация лучше усваивается, если она получена от человека, которому мы доверяем. Этот принцип называется по-английски Epistemic Trust или эпистемический авторитет.

Важно, чтобы в обучающем приложении был такой виртуальный учитель, даже если это мультяшный персонаж и вообще не гуманоид, но с историей, чертами характера. Такой, с которым можно общаться, пусть в ограниченном формате. Благо, что искусственный интеллект позволяет “оживить” цифрового преподавателя, дать ему способность говорить и “понимать” речь ученика, распознавать тонкости акцента и детскую речь.

2. Желаемая сложность

Этот принцип — универсальный, и работает как с детьми, так и в мотивационных бизнесе для мотивации сотрудников. Суть его в том, что задача должна быть не слишком простой, иначе будет скучно и лень за неё браться. Но чрезмерная сложность тоже может отбить мотивацию и посеять неуверенность в себе.

Понять, насколько приложение соответствует этому принципу, просто — посмотрите в течение 10 минут на реакции ребёнка, когда он проходит уровни в обучающей игре.

Правило Desirable Difficulty означает, что задача должна быть по силам и вызывать желание проявить свои способности. Если это так, то ребёнок будет охотно заниматься и получать свою дозу эндорфинов, когда у него будет что-то хорошо получаться. Понять, насколько приложение соответствует этому принципу, просто — посмотрите в течение 10 минут на реакции ребёнка, когда он проходит уровни в обучающей игре. Всё даётся ему слишком легко? Значит прогресса не будет. Злится и топает ногами из-за того, что ничего не получается? Нужна игра полегче.

3. Повторение — мать учения

Мозг лучше запоминает ту информацию, к которой ведёт больше ассоциативных (нейронных) связей. Это значит, что если ребёнок, например, учит иностранные слова, хорошо, если он их может повторить в разных контекстах. Это могут быть разные сюжетные мини-игры, тесты на скорость, задачки на пропущенное в предложении слово, на понимание устного диалога.

В хорошем обучающем приложении должны быть разные способы подачи и повторения материала. Этот принцип называется Encoding Variability. Есть проверенная временем и исследованиями методика расчёта, через какие интервалы лучше всего повторять материал – вернуться к изученной информации стоит в тот момент, когда она почти забыта. Таким образом, интервалы между повторами слов или другого выученного материала, постоянно возрастают. Хорошо, если в обучающем приложении используется этот принцип. Тогда результат будет гораздо выше.

В хорошем обучающем приложении должны быть как минимум элементы игры.

4. Геймификация и Game-Based Learning

Это близкие, но не синонимичные термины. Геймификация означает привнесение игровых элементов в образовательный процесс. К примеру, на сайте uchi.ru можно зарабатывать очки и соревноваться с одноклассниками. В американских школах есть приложение Classcraft, в котором ребёнок создаёт вирутального персонажа и “прокачивает” его с помощью заработанных в обычном учебном классе баллов. Полученные очки опыта используются, как игровая валюта — на них можно покупать питомцев для своего виртуального героя, предметы и костюмы. Дети могут объединяться в команды и соревноваться с другими. У родителей есть возможность наблюдать за прогрессом в отдельном приложении.

Обучение на основе игр (game-based learning) означает, что ребёнок играет в игру, цель которой в конечном итоге научить чему-то новому, развить полезные навыки. Всем известный пример — скрабл или кроссворд. Эти игры помогают закрепить в памяти термины, развивают способность решать сложные задачи, ассоциативное мышление, терпение. В хорошем обучающем приложении должны быть как минимум элементы игры. Такой формат образовательного процесса создаёт позитивное отношение к предмету, даже если он сложный (например, математика или физика), повышает степень усвоения материала и увеличивает объёмы изучаемой информации.

Если он или она не вылазит из игрового приложения про космос, поговорите с ним об этом.

5. Прогресс

Лучший способ понять, насколько приложение помогает ребёнку усваивать материал — периодически проверять его прогресс. Не стоит делать это в форме “официального” экзамена. Часто дети сами делятся с родителями тем, что нового узнали. Если этого не происходит, заведите разговор на тему, которую изучает ребёнок, попросите напомнить факты или иностранные слова, которые вы “забыли”. Предложите поиграть в викторину, в которой будете отвечать на вопросы друг друга по очереди.

К примеру, если малыш изучает английский, можно переводить слова с русского на иностранный. Если он или она не вылазит из игрового приложения про космос, поговорите с ним об этом. Заодно освежите свои знания или приобретёте новые. Повторите этот “тест” на прогресс через месяц, чтобы понять, всё ещё приносит ли обучающая игра пользу.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв