психология 30 октября 2017
Рейтинг: 0

Про мотивацию: «Школа не виновата, если детям неинтересно»

Как реагировать на детские вопросы, важны ли оценки в школе, почему не надо сравнивать ребёнка с одноклассниками.

О том, как развивать тягу к новым знаниям у дошкольников и школьников, рассказывает Татьяна Васильевна Лохматова, руководитель психолого-логопедической службы начальной Ломоносовской школы.

Часто родители первоклассников думают, что за формирование и развитие школьной мотивации отвечают исключительно учителя. Это не так. Многое необходимо сделать до начала школьного обучения, и сделать именно родителям.

 

Возраст «почемучек» (3-5 лет)

В этом возрасте ребенка интересует буквально все. И родителям надо набраться терпения и отвечать на вопросы простым и доступным для детей языком. Благодаря этому развивается речь ребенка, усиливается мозговая активность, развиваются мышление и воображение. А главное, ребенок получает опыт общения со старшими — взрослыми, которые знают больше, чем он сам.
Это также хорошо для авторитета родителей. Стоит постараться. Кроме того, ребенок перейдет в следующий возрастной этап с ощущением, что быть любознательным – это хорошо и правильно, и родители это одобряют.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. Часто родители из самых лучших побуждений начинают активно обучать ребенка чтению, письму, счету, напрягая не сформированный еще аналитический аппарат мозга ребенка. А активно растущий организм ребенка устроен так, что, если какая-то часть мозга перенапряжена, то другая – недополучает энергии. И не формируются такие важные для успешного школьного обучения вещи, как зрительно-моторная координация, концентрация и переключение внимания, саморегуляция поведения …

В итоге в первый класс приходят ребята, умеющие читать, писать и рассуждать, но не способные высидеть за партой все время урока, сконцентрировать внимание на задании, понять инструкцию, адресованную всему классу.

Кроме того, у ребенка начинают появляться представления о том, какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать. В этом возрасте дети обычно хотят быть похожим на героев книг, фильмов, на родителей или знакомых взрослых. Эта важное психологическое новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим».

И стоит поставить ребенка в ситуацию неуспеха, завышенных ожиданий родителей, оставить его с ощущением, что он «не дотягивает» до идеала – об учебной мотивации можно забыть. У ребенка остается два пути  – развивать некритичность к собственным действиям и оставаться с завышенной, неверной самооценкой, или отказаться от веры в себя. Оба этих защитных механизма крайне затрудняют развитие учебной мотивации.

Родителям необходимо поддерживать и развивать естественный в этом возрасте интерес ребенка к миру. Например, самим превратиться в «почемучек»: «Как ты думаешь, почему идет дождь?», «Для чего альбатросу большой клюв» и т.п. Пусть ребенок выдвигает самые смелые гипотезы, важно стимулировать сам процесс мышления.

И не всегда стоит давать ребенку готовый ответ – лучше вместе поискать его к энциклопедии, в интернете, в книге.

Именно так, благодаря совместной деятельности и эмоциональной вовлеченности ребенка в процесс сопоставления имеющейся у него картины мира и новой информации и возникает интерес дошкольника к новым знаниям.

Младший школьный возраст (6,5 – 10 лет)

Ребенок стал первоклассником. Изменилось все – режим, окружение, статус. Появились обязанности. Период адаптации к школе необычайно важен для формирования позитивного отношения к школе. Поэтому важно исключить перегрузки, например, не начинать в этот же период обучение в музыкальной или спортивной школе, строго соблюдать режим дня.
В это время родители могут повысить и укрепить значимость нового периода жизни ребенка. Например, заранее стоит позаботиться об индивидуальном рабочем месте для первоклассника, которое будет его личным пространством. Стоит организовать такой порядок, при котором домашние не будут отвлекать младшего школьника от его учебных занятий.

Любая учеба – это вызов. Обучающийся снова и снова оказывается в ситуации незнающего или неумеющего. Умение преодолевать учебные трудности – это обязательная составляющая учебного процесса. И это именно умение, этому надо учиться.

Когда родители говорят ребенку: «Пока не выполнишь задание – гулять не пойдешь», — они оставляют ребенка один на один с трудностями, которые он, возможно, сам пока не может преодолеть.

Многим детям в начале обучения в школе требуется организующая помощь – вовремя сесть за уроки, достать нужные книги и т.п. Другим нужно разобраться в условии задачи, нарисовать схему… И дело не в том, что в школе этого не объясняли, а в том, что применить полученные знания в самостоятельной работе совсем не просто. Поддержка родителей им в это время очень нужна, как и позитивная обратная связь. Фразы «я вижу, ты очень стараешься» или «эта буква у тебя очень красиво получилась» мотивируют намного сильнее, чем упреки и обвинения.

И об отметках

Школьные отметки непосредственно влияют на становление самооценки, определяет социальный статус ребёнка в классе. Большое значение в становлении самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями: у ребёнка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей:
— поддержание престижа («А кто ещё в классе получил пятёрку?»);
— послушание («Тебя сегодня не ругали?»);
— ориентация на знания («Что нового ты узнал сегодня?») и т.д.

То, на чем фокусируют внимание родители, формирует учебную мотивацию в начальной школе. К четвертому классу, с ростом ребенка, накоплением у него социального опыта, начнут проявляться и собственные мотивы – для чего учиться. Родителям важно донести до ребенка мысль: конкретная отметка говорит только о том, как ты справился с конкретным заданием, но никак не соотносится с тем, какой ты ученик, какой ты мальчик (или девочка).

Всегда нужно ориентировать детей на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Так как дети не всегда осознают, что они уже научились делать, родителям важно акцентировать детские умения, помогать проявляться детям с этими умениями в обычной жизни, а не только на уроках. Поддержка родителей – это неисчерпаемый мотиватор для дошкольников и детей младшего школьного возраста.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв