образование 2 октября 2017
Рейтинг: 0

5 рекомендаций лингвиста, как вырастить грамотного ребёнка

Что делать родителям, чтобы дети говорили на правильном русском языке, рассказывает лингвист.

Недавно лингвисты создали детский онлайн-учебник русского языка – на сайте «Верные слова» собраны курсы по русскому языку и культуре для детей 6 – 16 лет. О нём и вообще о детской и взрослой грамотности беседуем с одним из авторов – лингвистом, старшим преподавателем Школы лингвистики НИУ ВШЭ русского языка Анной Левинзон.

— Расскажите, чем ваш онлайн-курс русского языка отличается от существующих, в чем его особенность? Почему детям не будет скучно заниматься по нему?

– Особенность «Верных с лов» в том, что этот ресурс, с одной стороны, создан профессионалами-лингвистами, с другой — учитывает возрастные особенности детской психологии.

Наши курсы учат ребенка понятным ему языком, используют яркие зрительные и аудио образы, обращаются к темам, действительно значимым для современного маленького школьника. Еще одно значимое отличие «Верных слов» от прочих онлайн-платформ — активный подход к обучению. Мы стараемся не формулировать правило раньше, чем ребенок интуитивно выведет его из серии подготовительных заданий. Наконец, последняя значимая особенность нашего ресурса — коммуникативный принцип в обучении родному языку. В центре курса стоит не грамматическая информация, а задача, которую ученик должен решить в письменном общении. Правописание мы представляем как инструмент, позволяющий ребенку успешно достичь поставленной цели.

– Как вообще в последние 10-20 лет изменился подход к обучению детей русскому языку? Или как было бы хорошо его изменить, но изменения эти еще не произошли в силу консервативности нашей образовательной системы?

– В хороших школах учителя в последние годы ставят перед собой именно эту задачу: научить ребенка выражать свои мысли и чувства в разных ситуациях общения. Важное новшество последних лет – это осознание значимости обучения детей устной речи (с этого года в некоторых регионах в государственную итоговую аттестацию по русскому языку включается устная часть). Также у учителей появилось понимание, что нужно обучать родному языку не только в рамках отдельного курса, но и на междисциплинарных занятиях. Например, при написании школьниками исследовательских работ преподаватели русского языка, курирующие процесс, активно сотрудничают с преподавателями других дисциплин.

– Как вы считаете, сегодняшние школьники в целом менее грамотны по сравнению с советской школой? Можно ли говорить о том, что в обществе изменились стандарты общей грамотности, они стали ниже, и это влияет на грамотность детей?

– Подход к языку как к инструменту предполагает изменение отношения к понятию «грамотности». Грамотным можно считать человека, который знает, каким образом достичь нужного эффекта от своего текста. В одних ситуациях этот текст должен быть написан на литературном языке, в других — на молодежном слэнге. Важно, чтобы ребенок владел разными регистрами и знал, когда и как следует их переключать.

Школьная программа по русскому языку с советских времен ориентируется почти исключительно на освоение правил орфографии и пунктуации. В то же время сейчас общество все более осознает необходимость развития письменной и устной речи ребенка.

Способность строить эффективно воздействующий на аудиторию текст — одна из тех, что может обеспечить успех в профессиональной карьере. Под развитием речи мы понимаем расширение словарного запаса, умение переключать регистры в разных ситуациях общения, умение строить яркие и понятные предложения. Для того, чтобы развить эти компетенции, стоит гораздо подробнее, чем это делается сейчас, показывать ребенку возможности использовать в текстах синонимы и антонимы, красочные прилагательные, энергичные глаголы. Своей задачей наш проект видит, в частности, развитие этих навыков. Школьные учителя, хотя и понимают их важность, не имеют возможности обучать этому на уроках из-за нехватки времени.

– Как могут родители способствовать тому, чтобы дети говорили на правильном русском языке? Достаточно ли только школы?

– На месте родителей мы не стремились бы учить ребенка только «правильному языку». Важно развивать языковое чутьё, рефлексию по поводу собственных и чужих текстов. Для этого стоит предпринимать ряд действий:

1. Приучать детей к чтению;

2. Поощрять словесное творчество ребенка; если ребенок сочиняет, стоит показать, что родители серьезно относятся к его текстам — например, оформить их в самодельную книгу;

3. Просить детей дома рассказывать о событиях в детском саду и школе — такого рода рассказы формируют навык связной устной речи, очень востребованный сегодня обществом;

4. Поинтересоваться, каких блогеров читает или смотрит ребенок-подросток, посмотреть их самим и при случае уважительно обсудить достоинства и недостатки их речи и манеры презентации;

5. Записать ребенка на онлайн-курсы – электронные ресурсы воспринимаются современными детьми как часть их мира, таким образом, «правильный язык» тоже будет ассоциироваться у детей с «актуальностью», а не только с «традицией».

– А как взрослому стать более грамотным?

– Сейчас существует множество виртуальных и оффлайн-площадок, на которых можно коллективно «залатывать дыры» в образовании. «Тотальный диктант» — один из примеров таких удачных проектов.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв