детский театр 2 августа 2017
Рейтинг: 0

Воркингпапа: «Квест можно организовать и на даче»

Театральный режиссер, автор семейного театрального квеста "Бабушкины очки" и папа трех дочерей Радион Букаев – о том, как как театр может объединить родителей и детей.

Театр за последние 20 лет активного развития интернета потерял значительную часть аудитории. Новые способы взаимодействия со зрителем просто необходимы. С этой точки зрения мне интересен квест. Впрочем, как и другие новые жанры – иммерсивные спектакли, спектакли-бродилки и др.

Для большинства людей, которые проходили квесты или слышали о них, жанр ассоциируется с путешествием. Чаще всего оно проходит в замкнутом пространстве, где участники разгадывают головоломки и распутывают логические хитросплетения. Есть другой тип, который встречается на массовых мероприятиях. Я бы назвал его спортивно-развлекательным или туристическим квестом. Детям предлагают аттракционы и спортивную полосу препятствий. Взрослым – такой жанр как тимбилдинг, например. Часто проходят городские квесты на машинах или метро.

Для меня важно отыскать способ общения с семейной аудиторией, родителями и детьми. Как отец трех дочек, я знаю, что мы мало уделяем времени своим детям. Пытаемся реализоваться, заработать побольше, чтобы помочь семье. И это правильно. Но время, которое мы проводим с близкими, ничтожно мало.
И в театрах сегодня немного спектаклей, где можно было бы не просто сидеть в зале вместе с ребенком, но увидеть действие, интересное взрослым. Зачастую родители либо оставляют детей одних в зале, либо сажают их на колени и вроде бы уделяют им время, но попутно занимаются насущными проблемами. Спектакли для подростков забивают школьниками, родителей там почти нет. На взрослые спектакли детей приводят, немножко стесняясь, слегка оправдываясь за то, что не с кем их оставить.
Поэтому правильно было бы поставить спектакль в необычном жанре квеста. Он, кажется, не применим в театре, хотя на самом деле – наоборот.

С помощью квеста я ищу способы включить маму, папу и ребенка в действие, на час погрузить их в самих себя.

Квесты нравятся детям, потому что это – путешествие и приключение, которое возбуждает душу и фантазию ребенка. Детям нужно получать новый опыт. А квест, игра предлагает способ коммуникации, который позволяет малышу из Марио превратиться в Супер Марио, выйти на новый уровень. Ребенок подключает внутренние ресурсы: начинает думать, фантазировать и в этот момент растет. Мы сколько угодно можем ходить строем, ложиться вовремя, вставать вовремя, есть правильную еду. Но ребенку нужно давать весь спектр жизненного опыта. Для этого в советское время придумали театры юных зрителей, например. В них должны были служить веселые люди, любящие детей и пытающиеся каждый день найти с ними контакт.
Пройти с ребенком квест — это то же самое, что дать ему книжку в руки, а потом попросить прочесть и рассказать своими словами. Подобный эффект возникает, когда учительница в какой-то игровой форме вдруг предлагает детям изучить параграф. Это необходимо.

Родителям нужно подключаться к этому процессу вместе с ребенком, потому что коммуникации папы, мамы и ребенка именно в режиме квеста, в режиме заданных правил игры – происходят с лучшим КПД. Мы – режиссеры и артисты — проводники. Если все вокруг были бы невероятно яркими, творческими и сами могли бы организовывать досуг, не было бы индустрии ивента. Если бы все умели читать пьесы и играть роли, не было бы индустрии театра. То есть мы становимся проводниками лучших связей в семье.

В случае нашего спектакля (семейный уличный квест «Бабушкины очки») мы постоянно пытаемся отсекать стандартные ходы и искать нечто театральное в квесте. Это не спортивное соревнование, не тимбилдинг. Например, представьте, что вы попадаете в зону туристического квеста с десятком канатных дорожек и веревок. И вы проходите 10 метров с препятствиями, только вот никаких веревок на самом деле нет. Проводник дает вам возможность представить, что вы стоите на краю пропасти, а под вашими ногами раскачиваются ступеньки. Вот здесь и возникает театр.

Я хочу, чтобы зрители после квеста поняли, что могут проводить подобное со своим ребенком на даче. Это несложно организовать, главное – желание.

Проблема в том, что на даче мы либо отсыпаемся поле тяжелейшей рабочей недели, либо начинаем полоть огород. И квест дети проходя сами — между грядками или на соседнем участке с другими детьми. Мы в спектакле не делаем ничего революционного – только понятные, достаточно простые этапы и путешествия. Чтобы их организовать самому, нужно лишь сконцентрироваться на ребенке. Это порой очень сложно. Обычно, когда дети ползают вокруг и просят с ними поиграть, родители, особенно папы (знаю по себе), концентрируются на том, чтобы ребенок как можно скорее занялся чем-то другим. Есть только два человека, которые с большим вниманием относятся к детям – бабушка и дедушка. И название «Бабушкины очки» — это попытка представить, как бы мы смотрели на своих детей глазами любящей и внимательной бабушки.

Как организовать квест самим? Практический совет один: когда ребенок просит поиграть с ним, нужно встать и идти играть. Даже если ты только что вернулся с работы и очень устал.

Есть масса простых заданий, игр и путешествий, которые можно перенести, например, на собственный дачный участок. Главное правило – держаться вместе и войти в квест. В нашем случае люди входят через условную дверь. Она нужна, чтобы включить фантазию: мы вынуждаем себя активировать воображение и поверить в предлагаемые обстоятельства. Это очень важно.
Остальные этапы могут быть простыми. Что стоит, например, нарисовать лабиринт вокруг беседки? Или закрыть родителям глаза и попросить ребенка помочь собрать яблоки. Это очень легко. Но давайте подумаем, как часто родители действительно слушают своих детей и выполняют задания вместе – крайне редко.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв