безопасность 15 августа 2016 
Рейтинг: 0

Правила безопасности детей: в каком возрасте чему учить

Лия Шарова, автор книги "Стоп Угроза. Дети в безопасности"

и руководитель Школы детской безопасности «Стоп Угроза»рассказывает, как родители могут научить детей разного возраста правилам безопасности.

лия шарова

Учить ребенка правилам безопасности можно начинать с 3-4 лет. Дошкольник должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие» и разделять свое поведение с близкими и посторонними взрослыми. Расскажите ребенку, что только близкие (перечислите, кто именно) могут его трогать, обнимать и гладить.
В этом возрасте обучать лучше во время игры, прогулки, читая сказку, или за просмотром фильма или мультика. Например, покажите какого-нибудь мультяшного преступника и объясните, что в реальной жизни злодеи выглядят совсем как хорошие люди, потому что очень боятся, что их поймают.

     ЦИФРЫ: по итогам более 2000 тренингов по безопасности в школах и садах выяснилось, что две трети детей 5-8 лет не знают наизусть номера телефонов родителей

Начиная с 6-7 лет дети уже вполне готовы к более серьезным разговорам о хороших и плохих взрослых и о том, как вести себя в опасных ситуациях.
С 8-9 лет, как только ребенок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными френдами только с разрешения родителей).

Если говорить о повседневных проблемах в интернете, то практически каждый ребенок сталкивается с разными формами кибербуллинга. И ошибка родителей, например, в том, что они сейчас впервые читают это слово. Не говоря уж о том, что практически все дети считают бесполезным рассказывать родителям о проблемах в сети. Потому что «или запретят» или «не поймут». Случаи длительной травли, доведения до самоубийства, растления и вовлечения в разного рода сексуальные диалоги, шантаж, оскорбления, – все это где-то совсем рядом, и иногда в соседней комнате. Поэтому первый шаг – это разделить интернет-пространство ребенка с ним, зафрендиться во всех его соцсетях, не запрещать и не отворачиваться от неприятной информации. Быть в курсе, спокойно, по-дружески вникать, изучать, спрашивать, понимать. Это непросто, но очень важно.

ЦИФРЫ: 19 из 20 детей начальной школы пойдут куда-то с любым человеком,
который назовет их по имени и представится коллегой или другом родителей.

С 10-12 лет можно прямо говорить о педофилии и угрозе сексуального насилия. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже если к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись. Поэтому чем раньше дать ребенку право на агрессивную и громкую реакцию на педофила, тем лучше.

Родители, как и я в свое время, думают, что достаточно перечислить (пусть даже сто раз) – что опасно и чего нельзя делать – это поможет. Но проблема не в том, что дети не знают, чего нельзя, и что можно, а в том, что они не точно знают, как именно пошагово поступать в каждой из конкретных ситуаций. Так что если бы родители вместо процесса «рассказать» спрашивали бы и показывали бы, было бы гораздо эффективнее.

Раз и навсегда четко объясните ребенку, что в любой непредвиденной ситуации «за тобой в школу придет или бабушка, или тётя Таня, или дядя Вова», которых ребенок хорошо знает лично. И выучите с ребенком наизусть их номера телефонов, чтобы тот мог всегда позвонить им сам в любой опасной ситуации. Тогда все незнакомцы лишатся возможности притвориться маминым коллегой или папиным двоюродным братом.

ЦИФРЫ: 19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю,
помогут пожилому дяде донести до машины пакет, щенка, котенка, сумку.
При этом первоклашки готовы записать в «пожилые» и сорокалетних.
А пожилых «надо уважать».

С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей. Школьники уже должны знать минимум 30 уловок похитителей, и уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того предлога, с которым к ним подходят. Также они должны понимать меру своих возможностей (практически все 10-12-летние мальчишки на тренингах гордо заявляют, что они готовы «вмазать бандиту так, что он отлетит»), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном, и не стесняться повести себя «как дурак» в случае опасности (например упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос).

Подростки, кроме поведения со взрослыми, должны быть готовы и к возможным проблемам со сверстниками, к ограблению на улице. Здесь надо объяснить, что драться за свой мобильник и кошелек с тысячей рублей не нужно. Они должны уметь говорить «Нет» и понимать, что говорить «Нет, я не хочу» – это круто. Они должны как «Отче наш» знать три «не» в общении с малознакомыми людьми: не садиться в машину, не ходить в гости, не есть и не пить ничего из того, что тебе предлагают.

Выше я перечислила часть знаний, необходимых для каждого ребенка. Но важно еще и настроение, осознанность, внутреннее чувство права проигнорировать незнакомого взрослого. Раскрепощенность и уверенность в том, что можно и кричать, и бежать и даже, например, разбить окно или стукнуть по чужой машине, если тебе грозит опасность. Наши дети очень зажаты. Даже на тренингах многим сложно просто громко крикнуть, даже среди других кричащих детей, не говоря уж о том, чтобы закричать «Помогите!» на улице.

Вы можете вместе с ребенком пройти тест, чтобы узнать насколько он уязвим перед мошенниками и похитителями (для детей 7-12 лет).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 10 навыков безопасности, которым нужно научить ребенка 

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв