воркингмамы 13 сентября 2016 
Рейтинг: 0

Почему школьникам нужно чаще говорить о любви?

Мама двоих детей, преподаватель УрФУ и кандидат филологических наук Евгения Горина о том, как любовь семьи необходима начинающему школьнику.

Почему-то принято считать, что нынешние дети к семи годам необыкновенно развиты, умеют читать и писать, считают десятками (особенно карманные деньги), пользуются гаджетами лучше родителей. Именно гаджеты все приводят как железный аргумент: «Да он с трех лет мультики в ютьюбе сам включает!». И что? С чего все решили, что умеющий тыкать в одни и те же кнопки на планшете семилетка справится с нагрузкой в школе на раз-два? Считать, читать и писать – это чаще всего не естественные умения ребенка, а требования школы к первоклашке, потому что школе нужны удобные ученики.

Дети маленькие. Первоклашки только вчера в детсад ходили! Некоторые еще месяц назад сидели под крылом воспитательницы в группе, спали днем и гуляли на площадке до прихода родителей. А теперь они в форме, с рюкзаками и невероятного объема домашними заданиями, которые на 70% придется выполнять родителям.

Сейчас моя дочь в 5-м классе. Когда в 1 классе она получила задание по проектной деятельности, я обомлела. Надо было сделать проект о М.В.Ломоносове. Желательно с презентацией. Обязательно, чтобы ребенок не читал, а рассказывал. То есть сегодня вечером вы, мама, пожалуйста, объясните вашему ребенку, кто такой Ломоносов, сделайте ему презентацию на 5-6 слайдов, и пусть завтра дитё на память повторит коротенько биографию и основные достижения великого деятеля. Моя дочь в 7 лет не могла этого осилить. И мне кажется, от большинства вчерашних детсадовцев ждать легкости выполнения подобных заданий не стоит. А заданий много. Очень много.

Второй и третий классы были не проще. Но, разумеется, мы приспособились. Подросли, окрепли, выработали иммунитет. И решили, что если в голову входит 4 предложения, то мы их и запомним. Ну, сверху положим еще одно, тренировки памяти ради. Но делать 20 страниц в рабочей тетради за вечер не станем. Пусть будет двойка завтра. Зато к концу недели мы в спокойном режиме, без ссор и крика, выучим все, что положено. Выучим, чтобы знать, а не сдать. Все это можно осилить только с великим материнским терпением и любовью. Любите своего ребенка больше, чем обычно. Человеку, получившему объективно невыполнимое задание, важно услышать: «Я люблю тебя, ты не глуп, я помогу тебе».

Уверенно могу сказать, что дополнительная нагрузка ребенка в виде спорта, кружков, курсов, походов и т.п. школе совершенно не интересны. Нет, формально учитель собирает эти данные. Но никогда их не учитывает, давая домашние задания или формулируя требования к ним. А уж такие нюансы, как настроение ребенка, его внутренний мир, обстоятельства, в которых он оказался, его дружбы или ссоры, конфликты или первая симпатия, смерть любимой собаки или хомяка – все это не входит в компетенцию учителя. Ни директор, ни узкий предметник, ни классный руководитель не считают эти вопросы темой для обдумывания и не принимают в расчет ничего, кроме содержимого тетрадей и сказанного у доски. Тем важнее ребенку слышать, что дома его принимают с любым настроением, любыми отметками, любыми идеями и мыслями.
«Я тебя люблю, понимаю, ты мне дорог. Я очень хочу тебя выслушать». Если это повторять ребенку почаще, он начнет с вами говорить открыто. И скоро вы многое узнаете о школе, учителях, классе, одноклассниках. И вам будет не просто интересно, а многое станет понятно. И очень многое вы сможете видеть сквозь наведенную лакировку на родительском собрании или открытых уроках. Поверьте.

Также любовь семьи нужна ребенку, чтобы противостоять не только отметкам, полученным в школе (вы же понимаете степень субъективности множества оценок), но и мнениям, высказанным в его адрес. Чем больше ребенок не уверен в себе, тем больше он зависит от мнения окружающих. Тем больше на него влияет учитель, открыто называющий учеников дураками, неумехами, лентяями и бестолочами, часто приводя нелепые аргументы.
Школа почему-то порой ждет от ребенка успехов в той области, в которой достигли успеха родители. Я множество раз слышала от учителя: «Почему она у вас делает ошибки в диктантах? Вы же филолог!». Или: «Почему она у вас так плохо анализирует текст по литературе? Вы же журналист!» И даже: «Она же у вас не любит русский язык! А ведь вы филолог!». В итоге я ответила: «Это у Вас она не любит русский язык. Потому что это Вы учите ее, а я только исправляю ошибки».

Один папа мне написал: «Учительница замучила моего сына математикой. Я кандидат наук, преподаю математику в политехе, сыну объясняю дома материал, решаю с ним задачки. Но я вижу, что сын гуманитарий. Душа не лежит у него к цифрам. Он пишет стихи и рассказы. Отлично рисует. Ходит на курсы в художественную школу. Мечтает стать художником и писателем. Почему учитель этого не хочет понять? С чего учитель взяла, что сын математика обязан быть математиком?».

Действительно, с чего? Я дочь инженера и метролога, внучка экономиста и испытателя техники, правнучка столяра и фермера стала филологом, журналистом. Что близко по духу моей дочери, не знаю пока даже я. Зато учитель безоговорочно знает: ей положено любить русский язык, потому что ее мама – филолог. Что можно этому противопоставить, если не «Ребенок, я люблю тебя со всеми твоими самыми невероятными интересами»?

Не стоит ждать и требовать от ребенка высоких оценок и блестящих результатов в школе. Этого настойчиво требуют учителя. Пусть дома будет человек, который рад ребенку, что бы ни было в дневнике. Пусть у ребенка будет мама, которая обнимет и поцелует, не раскричится за трояк и не вынесет мозг за двойку. Нам всем нужен тыл. А человеку, который еще не может постоять за себя, который еще не умеет или только-только начинает самостоятельно ориентироваться в себе, в нравственных вопросах, в системе ценностей и который большую часть дня находится под влиянием не самой приветливой и дружественной школьной системы, тыл необходим жизненно.

Я получаю много сообщений от родителей школьников. И готова поклясться: практически все родители готовы к сотрудничеству и дружескому общению со школой. Сотни мам написали мне, что уважают труд педагогов и с почтением в первый год (месяцы) смотрят на учителей. А обиды, конфликты и стрессы часто случаются от того, что школа, увы, не умеет сотрудничать. Школа умеет требовать и оценивать. Безапелляционно. Бескомпромиссно. И часто без комментариев.
У школы так много проблем! А учителя простые люди.

Я не думаю, что мы решим глобальную, системную трудность, размером в целое государство. Я для себя сделала один вывод, и мне он кажется важным и правильным. Надо любить ребенка. С его двойками и драками, с нелюбовью к школе и даже хамством. С его обидами и ошибками. С его отсутствием терпения и старания. С грязью в тетрадках. С кривым почерком и потерянными учебниками. Любить, несмотря на слезы и лень. Несмотря на гневные записи учителей в дневниках и тетрадях. Неужели я буду сердиться на дочь за запись учителя на полях: «Почему ты допускаешь ошибки в домашнем задании?!». Я просто написала в ответ: «Потому, что она учится!». Все имеют право ошибаться. Даже учителя, хотя они по какой-то неописуемой причине не могут себе этого позволить.

Ошибка, которую действительно нельзя допустить, – это перестать любить ребенка, поверив школьной системе. Никакой учитель не знает мою дочь так, как знаю я. Никакой учитель не станет слушать меня, если я начну объяснять особенности своего ребенка. Так стоит ли зависеть от мнения учителей?
Наблюдая школу 4 года, читая большое количество сообщений мам учеников, слушая родителей одноклассников своего ребенка, я могу с уверенность сказать: сильный школьник (духом, а не обязательно отличник!) окружен материнской любовью. И могу утверждать, что, кроме понимания, поддержки семьи и терпения матери, у троечников и двоечников ничего нет.

Недавно мой младший ребенок попросил котенка. «Но, Вова, зачем нам котенок, если у нас уже есть собака и кошка Василиса?», — спросила я. «Мама, Васька не сидит на ручках и не дает себя гладить. Она холодная кошка. Она не любит никого. А мне очень нужен котенок, чтобы любить!», — ответил сын.
Дети ищут любви. И если не находят у одного, то ищут у другого. Впрочем, как и взрослые. Так не лишайте своих детей этого главного, жизнеобразующего чувства. Вы же не холодная Василиса.

Трудности в учебе, сложности во взаимоотношениях с детьми или учителем, даже конфликты неизбежны. Думаю, если родители, ведущие детей в муниципальную школу, будут это понимать и настроятся слушать в первую очередь ребенка, а не авторитетного учителя (кстати, с чего он с первого-то дня авторитетный?), то проблем будет в разы меньше.

***

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв