психология 16 апреля 2018
Рейтинг: 5

«Оберегая ребёнка от всего, мы растим инфантила»

Задача родителей – научить детей эффективно реагировать на стресс.

Рассказывает Ирина Несивкина, психолог Лиги здоровья нации:

 

Это огромная ошибка взрослых – стараться уберечь детей от всех неприятностей.

Иногда любовь к ребёнку так сильно застилает нам глаза, что мы оберегаем его буквально от всего, что может причинить боль или огорчение. А полезнее было бы помочь ребёнку выработать правильную реакцию на стресс и неудачи. Огромная ошибка взрослых – стараться уберечь детей от всех неприятностей. Это останавливает развитие ребёнка, отключает все его адаптационные механизмы и оставляет его надолго инфантильным.

Стресс – это реакция на новизну. И чем младше ребёнок, тем больше у него этой самой новизны, а значит и стресса. И когда мама старается изо всех сил уберечь ребёнка от любых изменений, она мешает формированию в его психике адаптивных механизмов, жизнеустойчивости и жизнеспособности. Ведь стресс – это способ выживания в меняющихся условиях, а вовсе не состояние, с которым надо бороться. Хотя бытует мнение, что стресс связан с напряжением, тревогой и прочими отрицательными эмоциями. И что полноценная жизнь и стресс являются несовместимыми. Но давайте посмотрим с другой стороны.

В пренатальный период малыш перенимает материнские реакции на стресс.

Жизнь — это удовлетворение базовых потребностей. Одной из значимых базовых потребностей человека является стремление к разнообразию. И для решения этой задачи без стресса никак не обойтись. Стресс – это просто реакция на новизну, на любые изменения внутри человека или во внешней среде, это общий адаптационный синдром. Без стресса в принципе не может происходить развитие организма. Поэтому важно не защищать детей от стресса, а научить их правильно проходить сквозь него.

Антистрессовые механизмы формируются у ребёнка еще в утробе у матери. В пренатальный период малыш перенимает материнские реакции на стресс. В младенчестве эти механизмы проходят главный этап своего формирования, ведь в первый год для малыша всё является новым, а значит, есть и стресс. Для младенца мама – это целая Вселенная и именно от неё он получает информацию, как реагировать на стресс. Для формирования здоровой психики важно запустить антистрессовые механизмы:
1. Укачивание.
2. Взгляд на маму и считывание ее реакции.
3. Установление эмоциональной связи с мамой.

Невроз формируется, когда ребенка оторвали от мамы и отдали в холодный, чуждый мир. Это могут быть ясли, бабушка.

Именно поэтому ребёнку просто необходимо хотя бы до 3 лет находиться с мамой. В этом возрасте закладывается доверие к миру, любовь и состояние счастья, ведущие к уверенности, силе и успеху в дальнейшем. Но и невроз у ребенка может сформироваться в этот же период, если мама неправильно реагировала, а ребенок впитывал её реакции.

Невроз – это страх, вина, жалость. Это три разрушительных дракона, которые приводят нас к страданию, к унынию и кормят гордыню. Невроз формируется и тогда, когда ребенка оторвали от мамы и отдали в холодный, чуждый мир. Это могут быть ясли, бабушка или другой, даже любящий человек.
Еще раз повторюсь, ребенок вышел из мамы и маму он воспринимает на биологическом уровне неотрывно от себя. Она – его мир, его Вселенная. Всё другое – чужеродно.
Что же делать, когда невроз у ребенка уже сформирован? Идти к специалисту и лечить раннее детство или ещё раньше, пренатальный период.

Позвольте ребёнку самому проходить через стресс, чтобы не отключать у него собственные механизмы принятия решений.

Как научить ребёнка справляться со стрессом, например, в школьном возрасте? Во-первых, позволить ему самому проходить через стресс, чтобы не отключать у него собственные механизмы принятия решений. Конечно, бывает разный уровень стресса, и если вы чувствуете, что ребёнок нуждается в вашей поддержке, её нужно дать. В других случаях можно использовать эти методы:

«Ум, занятый делом, не мешает жить».
Любая интересная деятельность – это прекрасный инструмент в борьбе со стрессом.

«Раскрыть сердце», чтоб оно наполнилось светом.
Это можно делать по-разному. Например, физические упражнения, на которых основаны цигун, тай чи, когда ты кругообразными движениями как бы себя «достаешь из тела». Позволяешь телу спонтанно расправить все зажимы. Зажимы тела говорят о психических зажимах и запретах. Надо через физические упражнения освободить тело от блоков и зажимов.

Писать на бумаге план действий.
Или описывать своё состояние – это тоже быстро убирает уровень тревоги и приводит к ясности.

Таким инструментам мы легко сможем научить ребёнка, если сами в совершенстве ими владеем. Есть чудесное правило: «Как бы вы ни воспитывали детей, они всё равно будут похожи на вас». Ребёнок – это наше отражение, своим поведением он помогает нам увидеть нас самих.

/фото: Caleb Woods

Комментарии

4

Все правильно! Лучшее, что могут родители — это самим адекватно реагировать на стресс — развиваться. Быть примером для своих детей. 😉🙏

Уважаемые МАМЫ!Сами адекватно реагируйте на стресс,тогда ваш ребёнок,глядя на Вас,научится правильно вести себя в стрессовой ситуации.На мой взгляд-это самый главный тезис статьи,с которым я абсолютно соглашусь.Все-в наших руках…Автор очень доходчиво доносит важность ПРАВИЛЬНОГО формирования реакции на стресс у наших детей.Чем раньше мы это поймём,усвоим и начнём применять,тем более здоровыми и счастливыми будут наши дети.

Согласна полностью. Ребёнку нужно давать возможность самостоятельно вырабатывать антистрессовые механизмы.

Все правильно.Не надо ребенка уж слишком оберегать от жизни.Стресс определенным образом закаляет и помогает адекватно относится к жизни.

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв