В гостях у Воркингмамы Мария Терещенко, программный директор Большого фестиваль мультфильмов, который уже в седьмой раз пройдет в Москве в октябре-ноябре 2013, и мама 4-летнего Ильи.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем ребенке?

– У меня четырехлетний сын по имени Илья. Он совершеннейший Вождь краснокожих из рассказа О Генри: очень веселый, общительный и способен заиграть любого взрослого до полного измождения. У многих маленьких детей бывает в жизни период, когда они – только с мамой, боятся чужих, не идут на руки даже к друзьям семьи. У Ильи такого вообще не было – он и в год, и в три готов был к общению с любым человеком, знакомился с детьми и взрослыми на улице, в метро, а иногда и вовсе вдруг принимался обнимать идущих мимо прохожих.
В то же время он очень бывает упрямым и своенравным. Так называемый «кризис трех лет», когда дети на все говорят «нет» и начинают вечно спорить с родителями, у Ильи начался года в полтора, и к сегодняшнему дню пока не закончился.
– Чем занимается Ваша компания, и какую роль в ней играете Вы?

– Моя работа связана с мультипликацией: я пишу о мультфильмах как журналист и организую показы анимации. 6 лет назад мы с друзьями начали очень масштабное мероприятие под названием Большой фестиваль мультфильмов. Каждый год в ноябре БФМ проходит в Москве – и это 10 дней с огромным количеством анимационных программ. А потом в сокращенном виде программа показывается в нескольких городах России. Плюс мы устраиваем порой какие-то спецсобытия, делаем партнерские программы с другими фестивалями. Моя коллега (также анимационный критик) Дина Годер и я составляем программу для фестиваля, проще говоря, придумываем, что показать. Это вроде бы очень простое дело, но за ним тянется еще множество других организационных моментов.

– Что для Вас главное в работе для достижения результата?

– Сложно сказать. Я бы сказала, что усидчивость и упорство. Любую работу можно сделать плоховато, средне, хорошо и очень хорошо. И важнее всего вот этот момент, когда средне уже получается – и можно либо остановиться на этом результате, либо попытаться сделать лучше. При этом если мы говорим о какой-то творческой работе, то «сделать лучше» часто означает вообще отказаться от того, что уже придумано, и начать с нуля.

Я однажды услышала такой афоризм про фотографов, мол, главное для хорошего фотографа – уметь работать с мусорной корзиной. И в тот же момент поняла, что это – главное для любой интеллектуальной или творческой работы. Главное – уметь выбрасывать неплохие, средние, а иногда даже хорошие идеи.

– Какие уроки Вы извлекли из вашей карьеры, что нужно и не нужно делать для достижения успеха?

– Пожалуй, главный урок в том, что успеха как такового не существует. Это очень эфемерная вещь. Я не говорю даже о глобальном личном успехе – он-то совершеннейший миф. Но даже если мы говорим об успехе какого-то отдельного маленького (или большого) дела. Всегда остается ощущение неудовлетворенности, всегда есть куда лучше. И вообще, мне кажется, что успех – это очень коварное понятие. В нем, в том, как это слово используется, есть какая-то подмена внутреннего внешним, то есть содержания – оберткой. Можно быть плохим работником и продвигаться по карьерной лестнице, а можно очень качественно делать свою работу и при этом оставаться человеком – что из этого считать успехом?
Так что я думаю, за успехом вообще не надо гнаться. Лучше выбирать какие-то другие ориентиры и слова. Мне нравится слово «качество» – его очень хорошо исследует Роберт Пирсиг в книге «Дзен и искусство ухода за мотоциклом». «Качество» появляется там, где есть полная погруженность в ту работу, которую ты делаешь здесь и сейчас, будь то мытье пола или организация фестиваля. Если такое погружение есть, то есть и шанс, что получится хорошо.

– Что Вы любите в своей работе больше всего?

– ,Смотреть мультфильмы. Свой первый показ я устраивала во многом ради того, чтобы посмотреть кое-какие недоступные на тот момент анимационные работы. Какое-то зарубежное кино меня интересовало, что-то было только на пленках, а увидеть очень хотелось, и оказалось, что организовать фестиваль – чуть ли не единственный, ну уж точно самый простой способ все эти фильмы посмотреть.

– Изменился ли Ваш рабочий график и Ваше отношение к работе после рождения ребенка?

– Да, очень сильно. У меня не было няни, поэтому первые три года я буквально работала с Ильей на руках. Вплоть до того, что он иногда сидел у меня на коленях во время пресс-конференций, вместе со мной представлял программы со сцены, ходил со мной на важные переговоры, уж не говоря о том, что почти по всем фестивалям я езжу с сыном. И во время работы дома – благо, современные технологии позволяют очень многое делать, не выходя из квартиры – разумеется, рабочий график во многом подчинен был его режиму дня. В последний год появился детский сад, но тоже я старалась все организовывать таким образом, чтобы Илья проводил в саду не слишком много времени.
Что до отношения к работе, то оно стало в целом более спокойным. Я стала меньше переживать из-за вещей, из-за которых переживать не нужно.

– Когда у Вас на работе аврал, дома куча дел, а силы на исходе, как Вы расслабляетесь, где берете силы?

– Когда на работе аврал, а дома куча дел, я обычно не расслабляюсь, а пытаюсь со всем этим разобраться. Если силы совсем закончились, обычно обращаюсь к кому-нибудь за помощью. Если же все совсем-совсем плохо, то тут спасает только молитва.
Но вообще, в последнее время изо всех сил стараюсь не заводить ситуацию в такой вот описанный в вопросе тупик. Во многом и потому, что это сказывается на Илье: если голова занята авралом и кучей дел, то нормально общаться с ребенком не получается. Так что я стараюсь, чтобы ритм жизни и работы был энергичным, но в то же время достаточно размеренным. Что до расслабления, то его приносит общение с близкими людьми, путешествия и искусство — книги, театр, опера, классическая музыка, живопись, иногда кино. А заряд энергии – ежедневные пробежки.

– Какие сервисы/гаджеты/службы помогают Вам в повседневной жизни успешно совмещать работу и семью?

– Ноутбук и мобильный телефон. Я не очень люблю сервисы и гаджеты. Пользуюсь Фейсбуком, и это иногда полезно. Но по моим наблюдениям, сервисы и гаджеты (включая упомянутый полезный Фейсбук) в конечном итоге отнимают больше времени, чем его экономят. И совмещение семьи и работы тоже иногда получается на поверку странное. Конечно, я, как и многие мамы, пыталась (и даже до сих пор иногда пытаюсь) общаться с ребенком, отвечая параллельно на почту или разговаривая по телефону, но не могу назвать такое совмещение успешным.

– Что Вы любите делать в выходные всей с ребенком больше всего?

– Так как Илья растет, то любимые занятия меняются. В последнее время мы увлеклись настольными играми, например.

– Какие у Вас есть любимые детские места в Москве?

– Как-то не очень у меня с любимыми детскими местами. Мы ходим в разные и детские, и взрослые места, но именно любимых нет. Очень понравился музей «Экспериментаниум».

– Какого, на Ваш взгляд, детского места не хватает в Москве?

– В Москве есть все, что угодно. Но когда мы говорим о детях, особенно о маленьких детях, то важным становится не только наличие этого места в городе, но и его доступность. И в этом смысле мне не хватает в Москве инфраструктуры закрытых игровых площадок.
Маленькие дети (и даже не очень маленькие) любят на самом деле очень простые вещи: полазить, построить железные дороги, играть в прятки и так далее. У нас неплохой двор, и я вижу, как дети могут просто целый день напролет при самом ограниченном наборе конструкций устраивать какие-то игры. Но московская погода, увы, не всегда располагает к длительным прогулкам. Поэтому не хватает закрытых площадок где-нибудь в шаговой доступности.
Недавно у нас недалеко от дома, в торговом центре какие-то замечательные ребята сделали небольшой детский уголок с огромной запутанной железной дорогой. Элементарная совершенно вещь, но она вызывает безумный восторг у всех: пространство в 15-20 кв. м. с деревянной железной дорогой, паровозиками, домиками. И дети – от 1 до 8 лет просто часами могут на этой маленькой площадке находиться, абсолютно самозабвенно.
В основном же, даже если есть такие площадки, то на них огромное количество игральных автоматов – так что уже не до нормальных созидательных игр.

– Расскажите про Ваше лучшее путешествие?

– Этим летом мы совершили большое путешествие по Испании. 12 дней в Сан-Себастьяне в компании наших друзей, оттуда на машине совершили несколько вылазок в близлежащие города (Бильбао, Памплону и Бургос). А потом на поездах возвращались в Мадрид через Сарагосу и Барселону. В самом Сан-Себастьяне невероятно красиво, океан, не слишком жарко, потрясающие пляжи. Там есть чудный фуникулер, который ведет на гору. А на горе – старый маяк (на него тоже можно забраться) и небольшой парк развлечений. Плюс в городе отличный океанариум с большими акулами, муренами и гигантскими черепахами.

В Памплоне мы попали на карнавальное шествие, и это тоже было увлекательно: огромная толпа, в которой выделяются костюмированные фигуры в полтора человеческих роста, а еще все друг друга лупят плюшевыми колотушками. Кстати, с этим карнавалом связана забавная традиция: на нем маленькие дети прощаются со своими пустышками – родители подходят вместе с малышами к костюмированным королю и придворным и привязывают свои соски на деревянные мечи.

Самое сильное детское впечатление, пожалуй, было в Барселоне, в музее Космо-кайша. Это научный музей, где все экспонаты можно трогать. Нажимаешь на кнопку, и машина имитирует какое-нибудь физическое явление. Типа «Экспериментаниума», но только намного больше и шикарнее. Более противоречивые ощущения остались от мадридской «Фаунии» – это подобие зоопарка, но животных можно увидеть ближе, а иногда даже погладить. И, как ни странно, Илье понравился дворец Альхаферия в Сарагосе.

– Как Вы планируете путешествия? На основании чего делаете выбор страны, конкретного курорта, отеля?

– По-разному. Каких-то единых рецептов нет. Я люблю новые места. Есть страны, где я бы хотела побывать, так что выбираю что-то из длинного списка. Ну а дальше начинаю узнавать, сравнивать. Но вообще, я не очень-то практичный в быту человек. Обычно для меня культурная составляющая поездки важнее, чем то, какую гостиницу я закажу. Пара выбранных мною для последней поездки отелей были просто кошмарными, и, в общем-то, достаточно было подробно прочитать их описание на сайте, чтобы это понять. Но, видимо, в момент бронирования меня волновала только их близость к Прадо или к древне-римским развалинам.

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв