Монтессори 30 октября 2017
Рейтинг: 0

Как применить идеи Монтессори в обычной квартире

Лайфхаки от мамы малыша, которой развивающие идеи помогают также сохранять порядок в доме.

О том, как совместить всю эту Монтессори-«песочницу» и сопутствующий ей бардак с общепринятым пониманием порядка в доме, коллегам из Houzz.ru рассказала мама двухлетнего ребёнка.

Песок, пластилин и крупы для развития мелкой моторики — в отдельной зоне

У нас растет двухлетний сын и, будь моя воля, всё «раннее развитие» я бы вынесла за входную дверь — хватит с нас детского Монтессори-сада с его полезными идеями. Но вот проблема: бабушки все время поставляют детям развивающие материалы, вроде кинетического песка, пальчиковых красок и пластилина. Как быть?
Все сыпучие и липучие материалы вроде кинетического песка стимулируют развитие мелкой моторики и как следствие — речи. Естественно, песок лучше держать подальше от ковров и поближе к мусорному ведру. Отличный вариант — это столик для песка (с крышкой), который можно поставить, например, на кухне, чтобы иметь возможность готовить, пока ребенок играет. Как вариант — можно использовать контейнер с крышкой (например, САМЛА, 78x56x18 см / 55 л от ИКЕА).

Пусть песок убирает ребенок. Но некоторые дети игнорируют совок и щетку. Что делать? С помощью бумажной клейкой ленты (малярного скотча) изобразите на полу возле мусорного ведра крупный квадрат и начните при ребенке сметать песок в этот квадрат с выражением глубокого интереса на лице. Потом можете садиться пить кофе, у вас есть 5 минут.

Краски — в ванне

Рисование пальчиковыми красками отлично развивает воображение и моторику. А также скорость реакции родителей: успей-ка перехватить вымазанные в краске ручки перед тем, как они начнут путешествие по мебели и стенам. Простое решение — посадить ребенка с красками в ванну. Наш сын так обрадовался творческой свободе, что сразу вымазал всю голову красной краской (эта фотография произвела сильное впечатление на бабушек и какое-то время они больше не дарили краски). Очень удобно и то, что прямо тут же можно художника и помыть. Пластилин сейчас, кстати, также выпускают для игр в воде.

Приучение к порядку — через игру

Совершенно правильная идея Марии Монтессори о том, что уже в раннем возрасте ребенка хорошо бы научить складывать собственные вещи по местам, на практике вообще не реализуется. В пособиях по раннему развитию предлагают:
— прибить полочки на уровне ребенка (но зачем портить стены, если он с каждым днем все выше и выше?);
— завести яркие корзинки и ящики, в которые интересно было бы складывать игрушки (не работает);
— показывать на собственном примере (не работает).

Что действительно работает — это «притвориться идиотом». Берёте мишку или зайчика и спрашиваете: «А где у нас живут мягкие игрушки?». Засовываете в холодильник: «Здесь?». Цепляете на люстру: «Здесь?». Ну и так далее.

Есть риск, что ребенку слишком понравится, и тогда в это можно играть бесконечно. Важно вовремя подсказать правильный ответ или, если ребенок сам покажет, где на самом деле живет мишка, воодушевленно хвалить.

Что «нельзя» — наверх, что «можно» — вниз

В основе практики Монтессори лежит среда свободного развития, и задача родителя сводится к тому, чтобы обеспечить пространство, в котором ребенок сам сможет действовать и расти. «Помоги мне сделать это самому» — первый постулат методики, поэтому так важно, чтобы ребенок приобретал бытовые навыки. Можно, конечно, купить игрушечную кухню, но это дорого и не факт, что она понравится. Больше всего детям нужно то, чем пользуются взрослые.

Отдайте в детское пользование все нижние ящики и полки. Например, на кухне я сделала небольшую революцию, оставив внизу только то, что не жалко и не представляет опасности. Но я продолжаю пользоваться тем, что там лежит — и это очень важно.


Доступная среда — ключ к самостоятельности

Постараться сделать среду более удобной и доступной для ребенка — вовсе не зазорно и полезно для всех. Что делать? Прибить крючок в прихожей на уровне роста ребенка (это ничего не стоит). Есть шанс, что со временем он будет сам вешать свою курточку — а это большой шаг к самостоятельности.

Не всегда перестановка в доме, связанная с появлением ребенка — это что-то грандиозное и трудновыполнимое. Иногда все решают мелочи.
Расположить мыло, зубную щетку и полотенце для рук так, чтобы ребенок сам мог до них добраться. Вы испытаете ни с чем не сравнимое удовольствие, когда проходя мимо ванной комнаты увидите, как ребенок сам моет руки.

Многие мамы (и я тоже) жалуются на то, как сложно привить любовь к чтению. Кроме того, что важно показывать на своем примере, как вам интересно читать, надо как-то еще заинтересовать ребенка. Что делать? Развернуть книжки лицевой стороной (а не корешками) и поставить их на полу или на низких полках. Если повезет, однажды вы обнаружите, как ребенок сам берет их и начинает листать — и ему для этого не нужно звать взрослого.


То, что надо запомнить, — на виду

Одно время у нас была проблема с «узнаванием». Это касалось не только реальных уток или огурцов, которые в жизни сильно отличаются от ярких и слишком схематичных картинок в книжках (особенно утки!). Не запоминал он и родственников — особенно тех, кого видит редко. Что делать? Распечатайте настоящие фотографии или более натуралистичные картинки и прикрепите к холодильнику с помощью магнитов на уровне роста ребенка. Проходя мимо, можно рассказывать: «Это бабушка Маша, у нее живут куры и петухи». Точно также можно развешивать буквы, цифры, слова.


Тележка: все свое вожу с собой

Наш ребенок коллекционирует тюбики, баночки, кисточки от пудры, списанные телефоны родом из начала 2000-х, упаковки от какао и кремов для рук, кофейные капсулы, сломанные шкатулки, выдвижные щетки для волос, лопатки для обуви. Когда все это разбросано по квартире, хочется лечь лицом вниз и больше не вставать. Что делать? Завести тележку! Все свои сокровища сын складывает в икеевскую тележку на колесиках — и я считаю это лучшим подарком для ребенка на все времена. Тут вам и мелкая моторика, и навыки вождения, и изучение запахов и материалов, и желание складывать разбросанные вещи в одно место.

У ребенка должно быть укрытие

По Монтессори, ребенок должен спать на матрасе прямо на полу, чтобы он мог свободно познавать окружающий мир. Мне трудно с этим согласиться: мало ли куда он пойдет среди ночи — я же буду все время бегать проверять. К тому же, мы живем в центре города, за окном постоянно пробки и реновации, в доме все время образуется пыль. А если на него наступит собака? В общем, я за обычную кроватку для сна и шалаш — для пряток.

Что делать? Вигвам, палатка или домик — красивый и затратный вариант, но это может быть и просто матрасик у стены с уютными подушками и пледом под невесомым «балдахином» из фатина. Ребенок может прийти сюда, чтобы побыть наедине с собой, отдохнуть от игр, посмотреть книгу (да-да!). Еще это отличная зона «перемирия»: если поругались, приходим сюда мириться и переключиться на спокойный режим. Такое уединенное, священное пространство, где никогда не ругают, а только обнимаются, где царит любовь и понимание, где утихают ссоры, — успокаивающе действует не только детей, но и на взрослых.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв