лайфхак 3 марта 2020
Рейтинг: 0

Лайфхак юриста: возвращаем деньги за «невозвратные» билеты

Рассказываем, как вернуть деньги, если вы все-таки решили отказаться от поездки в Италию.

27 февраля Ростуризм опубликовал предупреждение об опасности посещения Италии, Ирана, Южной Кореи в связи с участившимися случаями заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в указанных странах. Если вы долго размышляли и все же решили отменить поездку, например, на весенние каникулы в Италию,  — рассказываем, как вернуть деньги за путевку или авиабилет. Даже если он «невозвратный». Беседуем с адвокатом, членом Общественно совета Ростуризма Федором Коробковым.

 

 

Ф.К.: Здесь очень важно разделять: было ли путешествие организовано самостоятельно, то есть вы сами покупали билеты, бронировали отель, занимались оформлением визы, или же просто купили готовый тур у туроператора.

В этих двух ситуациях алгоритм ваших действия будет принципиально разный.

В связи с тем, что Федеральное агентство по туризму совместно с Роспотребнадзором опубликовало предостережение, что путешествие в ряд стран в настоящий момент является не безопасным и существует угроза жизни и безопасности российских туристов в этих странах, турфирмам рекомендовано приостановить реализацию туристических продуктов в эти страны.

Что это значит? Что если вы уже купили тур, то имеете полное законное право отказаться от поездки в соответствии со статьей 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности» и требовать возврата полной стоимости тура. Если же деньги не будут возвращены в добровольном порядке, то можно будет обратиться в суд и взыскать денежные средства по суду. Причем требовать в том числе и выплату неустойки, взыскание штрафа, оплату услуг представителя в суде и выплату компенсации морального вреда.

Ситуация с самостоятельными путешественниками более сложная. И вот почему. Если билеты были куплены по возвратному тарифу, то здесь все просто – вам должны вернуть всю сумму. У вас в соответствии с Федеральными авиационными правилами есть такое право. А если авиакомпания не хочет, у вас всегда есть возможность оспорить это в суде.

Но если вы покупали авиабилеты по невозвратному тарифу, то ваш отказ от поездки будет расцениваться как расторжение договора в одностороннем порядке, и в этом случае в возврате денежных средств вам будет отказано.
В нашем законодательстве, к сожалению, отказ от перевозки, даже в связи с распоряжениями или рекомендациями Роспотребнадзора и Ростуризма не посещать ту или иную страну не является достаточным основанием.  Разве что страну закроют вообще, на уровне Минтранса, тогда да, авиаперевозчик будет вынужден вернуть вам деньги, поскольку не сможет выполнить обязательства.

Но все-таки даже если вы приобрели невозвратные билеты, у вас есть возможность вернуть за них деньги.  В судебном порядке можно попытаться расторгнуть договор с требованием о возврате денежных средств, обосновывая свою позицию тем, что изменились существенные обстоятельства.

Дело в том, что в Гражданском кодексе, в 451 статье предусмотрено такое право: расторжение договора в случае если изменились обстоятельства, из которых вы исходили при его заключении. Естественно, что рекомендация Роспотребнадзора воздержаться от поездок и признание ситуации в стране предполагаемого путешествия неблагоприятной и опасной для жизни будет считаться существенным изменением обстоятельств, из которых вы исходили при заключении договора на авиаперевозку, то есть в момент покупки билетов.

Надо понимать, что однозначной судебной практики по данному конкретному вопросу пока что еще нет. Как будут суды рассматривать подобные случаи… Все зависит от региона. В провинции суды более охотно встают на сторону потребителя и взыскивают в подобных случаях денежные средства с авиаперевозчика. В Москве и Московской области, к сожалению, все иначе.

Справка:

Режим работы «горячей линии» для туристов Ростуризма:
8-499-678-12-03 с 9:00 до 18:00
8-915-117-04-51 с 10 до 19:00

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв