искусство детям 5 февраля 2017 
Рейтинг: 0

Когда и как приобщать детей к искусству

О личном опыте с позиции обычной мамы.

Рассказывает Анастасия Гаус, автор блога @mom_about_art.
 

«Когда и как» – это один из самых популярных вопросов ко мне в моем блоге. Я сразу оговорюсь, что буду рассказывать о нашем личном опыте. С позиции обычной мамы. И для меня здесь главное – определиться, что значит «приобщать». Думаю, не стоит начинать рассказывать о художниках и картинах детям раньше 4-5 лет (в зависимости от готовности ребенка). А вот окружить ребенка искусством можно в любом возрасте.

С пелёнок

Сейчас очень много сторонников раннего развития. Мне кажется, когда малыш еще в колыбели, то разные методики больше развивают его маму. Но что, собственно, в этом плохого? Итак, если вам хочется приобщить кроху к искусству, то можно выбрать максимально простые картины в стиле супрематизм. Яркие контрастные фигуры на белом фоне, как утверждает Сесиль Лупан (автор методики раннего развития и книги “Поверь в свое дитя”), хорошо стимулируют развитие зрения в первые месяцы.
А, например, в книге Марион Дешар «Давайте создадим шедевр» есть мастер-класс по созданию мобиля из разных геометрических фигур в стиле Александра Колдера. Вот вам и первая арт-игрушка.

колдер

1-2 года: знакомые сюжеты

В этом возрасте у малыша с геометрической прогрессией растет словарный запас. И мы часто обращаемся за помощью к детским книжкам с картинками. Почему бы их не разбавить шедеврами искусства? Думаю, каждая мама знает, что больше всего малыша интересуют знакомые сюжеты и предметы из его окружения.
Так, например, мою младшую годовалую дочь не заинтересовали прекрасные «Подсолнухи» Ван Гога. А вот увидев «Мадонну Литта» Да Винчи, она довольно изрекла: «Ням-ням». И теперь с удовольствием рассматривает прекрасный лик любой Мадонны, тычет в него пальчиком и говорит «Мама!».
То есть картины с изображением красивых лиц, детских игр, знакомых (!) животных, привычных ритуалов, таких как купание, прием пищи, прогулки и пр., могут заинтересовать малыша.

мадонна

3-4 года: пробуем творить

Когда моей старшей дочери исполнилось 3 года, я купила «Мою первую книгу об искусстве» Лены Даниловой. Тогда мы уже начали рассматривать картины самых разных жанров. На пейзажах угадывали времена года. Играли в находилки. Я рассказывала сюжеты полотен В.Васнецова, Б.Кустодиева, В.Серова и др. А также Ксюша пыталась что-то из увиденного повторить.
Еще она сама придумала себе игру в художника — брала сухую кисточку и «рисовала» ей прямо на репродукциях. Просила нас с мужем что-то нарисовать, чтобы самой потом раскрасить. Так в нашем семейном архиве рисунков появилась шедевральная реплика на «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина и несколько других «полотен».

4-6 лет: начинаем изучать

В этом возрасте уже можно рассказывать о художниках — об их жизни, манере писать, творческом пути. Я также проговариваю названия стилей, направлений, эпох, даже важные имена современников и прочие детали. Но…как показывает наш опыт, запоминается из этого малая часть. Думаю, это не повод для огорчения. Даже если ребенка зацепит одна из десяти картин, и он запомнит парочку течений в живописи – это уже маленькая победа.

Чтобы они зацепили, я стараюсь рассказывать максимально просто и придумать, как можно поиграть с картиной. Ведь игру или моменты творчества ребенку запомнить проще, чем просто услышанный рассказ.

А дальше все по нарастающей. Игры, истории, просмотр фильмов, походы в музей – все это может стать очень увлекательным времяпрепровождением с искусством для ребенка. Если подойти к этому спокойно, без фанатизма.

эжен

 

 

 

На фото: Борис Кустодиев «Утро», Александр Колдер «Синий цветок, красный цветок», Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта», Берта Моризо «Эжен Мане с дочерью в Буживале».

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв