психология 19 октября 2016 
Рейтинг: 0

Как не мешать детям находить друзей

Рекомендации психолога родителям.

Рассказывает Наталья Чалышева, клинический психолог и мама двоих детей

Что же такое дружба? Дружба — это личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. При этом обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и привязанность. Сама способность ребенка дружить говорит о его умении вовлекаться в доверительные отношения, учиться в них быть, ощущая привязанность к определенному человеку, который не является родителем или другим значимым взрослым, а к такому же как он, к ребенку. 

чалышева

Потребность в дружбе возникает у ребенка не сразу, а примерно после 3-4 лет. В этом возрасте дети начинают мечтать о друге, искать его, называя при этом «другом» любого ребенка, с которым хорошо игралось на площадке или с которым только-только познакомился. При этом дружеские отношения еще не стабильны и не постоянны. Часто родитель может услышать от своего ребенка: «сегодня Коля мне уже не друг», потому что поругались, а назавтра все исправилось и вот Коля уже снова друг. И не стоит переживать по этому поводу – это нормально для данного возраста.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дружба становиться уже более осмысленной и постоянной. Дети больше осознают, с кем им приятнее проводить время, а кем не очень; с кем у них совпадают интересы, а с кем им совсем не по пути. Дети если и ругаются, то все равно не теряют статус «друзей» и чаще всего стараются находить компромиссы во взаимоотношениях. Здесь родителю важно быть рядом, понимать чувства ребенка, сопровождать его в этом, без критических замечаний в адрес его друга и его самого и навязывания конкретных действий и советов.

Подростковая дружба уже больше похожа на дружбу взрослых людей, только отличается большей эмоциональной вовлеченностью, интенсивностью переживаний. В это время осознаются и осмысливаются такие понятия как предательство, верность, преданность, корысть, подлость и т.д. Дружба окончательно идентифицируется, выкристаллизовывается в те отношения, которые будут сопровождать человека всю его жизнь.

Надо отметить, что большинство современных родителей больше озабочены развивающими занятиями, кружками, дополнительными секциями для своих детей, но никак не детской дружбой как таковой. Вкладываясь в будущее, они ориентируются на критерий пользы и важности для образования и обучения своего ребенка. Друзья в этом случае рассматриваются просто как компаньоны по кружку, по рисованию/шахматам/робототехнике/тхэквондо и т.д. А сама дружба обесценивается и рассматривается как пустое времяпрепровождение, «ничегонеделание» и даже как фактор, мешающий учиться и заниматься «более полезными» делами.

Те немногие взрослые, кто задумывается о дружбе между детьми как о необходимой составляющей их жизни, иногда подходят к этому вопросу чрезвычайно рационально и прагматично. Они специально организовывают детские встречи, планируют им занятия и развлечения. Умышленно знакомят с «хорошими» и «подходящими», с их точки зрения, мальчиками и девочками. В общем, берут ситуацию под контроль, тщательно охраняя круг общения своего отпрыска.

Конечно, эти два крайних варианта, встречаются в разной степени выраженности. И здесь важно соблюдать золотую середину: позволять ребенку самому выбирать, с кем ему дружить; быть в курсе его дружеских перипетий, но без тотального надзора и проверки на соответствие статусу «подходящий друг для моего ребенка»; не стремиться сравнивать детей друг с другом, поскольку любое сравнение убивает даже самые крепкие отношения. Важно помнить, что дружба обогащает вашего ребенка не меньше, чем все знания, умения и навыки, полученные в многочисленных кружках. Но чтобы они, эти отношения случились, надо этому не мешать.

Не мешать – это значит не пытаться заполнить все личное время дошкольника или школьника только полезными занятиями. Не надо составлять жесткое расписание, в котором нет места совместным играм и личным предпочтениям. Поскольку дружба зарождается в свободной совместной деятельности, в спонтанной игре, то можно выделить несколько важных моментов.

Во-первых, у ребенка должно быть достаточно свободного времени, не занятого НИЧЕМ. Два часа в день, когда он предоставлен сам себе и не обременен уроками или другими «развивалками». Иногда от такого счастья дети не сразу понимают, а чего же они собственно хотят.

Во-вторых, важно, чтобы в ближайшей доступности были другие дети, желательно разные по возрасту, по увлечениям, по темпераменту. Тогда вероятность встретить «своего» человека, близкого по духу, возрастает.
Детские сообщества представляют собой социум в мини-формате, в них оттачиваются коммуникативные навыки и формируются различные типы взаимодействий. Тренируя и закрепляя их, ребенок потом переносит эти навыки во взрослую жизнь.

В-третьих, дружба поддерживается регулярностью встреч, совместным времяпрепровождением. Поэтому, если ваш ребенок подружился с кем-то на кружке, а потом вы перестали туда ходить, то вероятнее всего дружба прекратится. И, если вашему ребенку не хочется терять новоиспеченного друга, и он просит его пригласить домой, соглашайтесь. И, наоборот, отпускайте своего в гости к другу. Помогайте ребенку сохранить эту связь, при условии, что он сам высказывает желание и стремление «дружить с Петей».

Для особо ответственных родителей надо отметить, что, когда к вам домой приходят дети, друзья ваших детей, им совсем не важен идеальный порядок у вас дома, количество приготовленных блюд, наличие или отсутствие какой-либо новомодной игры. Что важно, так это создание безопасного уютного пространства, в котором можно играть, воплощая все детские фантазии. Возможность строить дома, корабли и шалаши из подушек, стульев и одеял, рисовать, сочинять истории, обмениваться игрушками – вот далеко не полный перечень того, что позволяет дружбе возникнуть, крепнуть и продолжаться…

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв