образование 27 ноября 2017
Рейтинг: 5

Мама хоумскулеров: «Ребёнку школа не нужна практически никогда»

Почему я не отдаю своих детей в школу и чем хоумскулинг лучше обучения в ней.

Психолог, коуч и мама троих детей на домашнем обучении Ольга Юрковская пишет статьи и книги, ведет вебинары, тренинги и курсы для ответственных родителей. Публикуем отрывок из книги Ольги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»

Почему я не отдаю своих детей в школу

Мне часто приходится сталкиваться с удивлением по поводу того, что я  не  отдаю своих детей в  школу. У меня  же вызывает недоумение, почему вроде  бы неглупые, образованные городские жители, достигшие карьерных высот и  обеспеченные материально, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту систему. Я понимаю, что школьное обучение в дореволюционные времена в  условиях деревенской жизни было действительно
прогрессивным явлением. Тогда учитель занимал более высокое общественное положение, был более развит и материально обеспечен, чем родители крестьянских детей, педагог пользовался всеобщим уважением. Однако дворянские семьи не отдавали своих детей в земские школы, организуя обучение на дому. Давайте мы, современные городские жители, честно попробуем сегодня ответить на  вопрос: нужна  ли школа ребенку? Или она нужна его родителям?

Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс.

Признаем, что работающим мамам и папам очень удобно и комфортно сдать свое чадо в  «камеру хранения» на целый день под минимальный присмотр, утешая себя тем, что так делают все. Особенное недоумение вызывает позиция некоторых неработающих мам с  обеспеченным мужем. Собственные дети настолько напрягают, что их отдают даже в продленку. Складывается впечатление, что рождение ребенка — всего лишь способ обеспечить себя материально. Кажется, при возможности сдать свое потомство в интернат, не теряя репутации, многие так и поступили бы.

Что касается детей… Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс. Дети стремятся в школу, чтобы пообщаться или поиграть с друзьями-одноклассниками, но не ради сидения на уроках. Если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, он и вовсе ходить туда не захочет. Переложить ответственность за  ребенка на  школу — это порочный путь!

Итак, я  не  люблю современную бесплатную школу. Почему? Да хотя бы потому, что не встречала людей, довольных предлагаемым государством образованием даже среди фанатов школьного обучения. Когда мы были школьниками, программа и методика преподавания всех более или менее устраивали. Сегодня к ним — шквал претензий. Но при этом пойти против системы людям все равно очень сложно. «Как ты на это решилась?» — первый вопрос, который задают новые знакомые, узнав, что мои дети обучаются дома.

 В  обычной школе моим дочкам было  бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования

Вероятно, помог мой опыт. Сейчас, задним числом, я  понимаю, что мне очень повезло, хотя в тот момент сомнения были. C третьего класса я  и  несколько моих друзей занимались шахматами. У  нас был хороший тренер. Он набирал себе группу из  тех, кто уже показал результат. Чтобы мы смогли заниматься шахматами на более высоком уровне, родителям предложили перевести нас учиться в Республиканское училище олимпийского резерва. Большинство родителей отказались, считая, что никакой учебы в  этом училище не  может быть по  определению. Мои  же против не  были, и  с  шестого класса я  фактически училась по  системе очно-заочного обучения. Сейчас в  Республике Беларусь это называется обучением по  индивидуальному плану. В России принято название «индивидуальный учебный план» (ИУП). Необязательных предметов у нас не было: физкультура, труд, музыка и рисование в расписании просто отсутствовали. Были только основные дисциплины, но без домашних заданий, потому что у  каждого было по  одной-две тренировки в  день, и мы постоянно участвовали в сборах или соревнованиях. Все мои соученики — сотни и даже тысячи детей — школу практически не посещали. Некоторые приезжали сдать изученные предметы буквально на  три дня в  четверти. Сдавали все задания, контрольные и  снова уезжали на  соревнования или сборы. Больше половины учебного времени мы в школе отсутствовали, появляясь там ради сдачи задолженностей, а не посещения текущих уроков. По  такой схеме я  училась с  шестого класса вплоть до  окончания школы.

К решению вопроса, где и как будут учиться мои дети, я подошла очень рационально. Выбор у меня был из четырех основных вариантов:
1) ближайшая государственная школа;
2) престижная гимназия;
3) платная частная школа;
4) семейное обучение.

С  учетом всего вышесказанного, первый вариант был практически сразу отброшен. В  обычной школе моим дочкам было  бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования. В  первый класс они обе не ходили, сдали экзамены экстерном и всю начальную школу занимались с  репетитором. Полтора часа занятий в  неделю обеспечили им хорошие оценки на контрольных.

Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%.

Затем был отвергнут третий вариант. Таких частных школ, которые не  копировали  бы привычную гимназию, я поблизости не нашла. За что я должна была бы платить, мне было непонятно. Поэтому на  самом деле я  выбирала между хорошей гимназией и обучением дома. Первый критерий — здоровье ребенка
Главный ущерб, который школа наносит практически каждому ребенку, — различные заболевания. Задумайтесь, когда чаще болеют дети-школьники: летом на свежем воздухе или во время учебного года?

Разные исследователи приходят к  одному и  тому  же выводу: школа ухудшает здоровье детей. И эта проблема признается на уровне министерства здравоохранения. Чем старше школьники, тем меньше среди них здоровых. К  окончанию школы количество здоровых детей падает в  3–4 раза. Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%. Множество выпускников жалуется на различные хронические заболевания и функциональные отклонения: заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, гастроэнтерологические, аллергические, эндокринные и нервно-психические патологии.
Я разговаривала с учителями и медработниками: с каждым годом ситуация ухудшается. У детей моих знакомых почти поголовно диагностированы гастриты и  сколиозы. Проблема видна невооруженным глазом.

Почему так происходит? Дети на  уроках сидят неподвижно, и  это приветствуется. Мало того, что они находятся несколько часов в  день в  физиологически вредной позе, они еще пребывают в постоянном напряжении, причиной которого могут быть страх перед ответом у  доски, конфликты с  одноклассниками, шум на  переменах, неполноценное питание. Школа ежедневно заставляет их испытывать серьезный стресс, спровоцированный именно тоталитарным, подавляющим аспектом системы. Часто на уроках идет не совместная работа, а борьба учителя с учениками.

К  концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми.

Система школьных оценок тоже направлена на  усугубление этих стрессов. Плюс к  этому школьникам добавляется нагрузка в виде домашних заданий. К средней школе становится очевидной разница между детьми, которые тратят на школьные занятия и  домашние задания ежедневно девять часов, и  теми,
кто занимается дома по два часа. Сравните двух детей (вариант несколько гипотетический, но от этого не менее показательный):

Хоумскулер много гуляет на свежем воздухе, ему не надо рано вставать, он высыпается, качественно питается, занимается фитнесом. Учебная нагрузка у него соответствует максимальной концентрации внимания.
Школьник встает в  6:30 утра, питается в  школьной столовой, весь день находится в  напряжении и  шуме среди сотен детей. В начальной школе с продленкой или кружками его нагрузка длится с 8:00 до 18:00, а из спорта у него — только физкультура.
Будет ли второй ребенок более здоровым? Нет, конечно.

К  концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми. В то время как хоумскулеры (в  большинстве своем) сохраняют бодрость вне зависимости от каникул и выходных! Ребенок на домашнем обучении следует своим физиологическим ритмам и  много отдыхает,
чередуя нагрузку и подвижные игры. Например, у «совы» есть возможность позже вставать, чего лишены учащиеся в первую смену школьники. Таким образом, домашнее обучение избавляет ребенка от вредного влияния стрессов, страха, статических поз и  сильного нервного напряжения. Кроме того, домашние дети правильнее питаются. Могут  ли родители школьников быть на  100% уверены, что карманные деньги их отпрыски потратят на  обед, а  не  на чипсы и  газировку? Хоумскулерам такие соблазны, в основном, не свойственны, а значит, шансов выработать привычку к  здоровому питанию и  образу жизни у  них больше. Избавленные от  контактов с  другими детьми в  период эпидемий гриппа и  ОРВИ, они реже болеют вирусными инфекциями. Следовательно, их иммунитет крепче.

Мысль, что мне придется ежедневно вставать в  6:30, чтобы вовремя отвезти детей в  гимназию, вызывала у  меня ужас.

В  нашу пользу говорит тот факт, что после перевода на  домашнее обучение часто болеющих детей, уже через несколько недель становится заметно уменьшение проблем со здоровьем. Хоумскулинг работает на здоровье ребенка! Напрашивается вывод, что самый главный плюс обучения дома — здоровье детей, причем как физическое, так и психологическое. Выбирая между обучением в школе и дома, родителям надо задуматься, что именно они получат в обмен на ухудшение здоровья своих детей. Неужели нельзя эту выгоду получить более безопасными для собственного чада способами?
Меня результаты сравнения школьного и  домашнего обучения по критерию здоровья убедили, что ребенку дома будет существенно лучше. Это — одно очко в пользу семейного образования.

Второй критерий — знание школьных предметов Здесь выигрывала гимназия. Как заставить детей всерьез заниматься дома, не нанимая репетиторов, я не представляла. Однако услуги репетиторов по всем предметам — это не то, что доступно каждому (по тем или иным причинам). И все-таки я нашла приемлемое решение, о чем расскажу позже. А пока поставим очко в пользу школьного образования.

Школьник тратит примерно девять часов в  день на  уроки и  домашние задания.

Третий критерий — поступление в вуз. Аттестат у ребенка на семейном обучении будет точно такой же, как если  бы он учился в  школе. Репетиторов для подготовки к  итоговому тестированию нанимают почти все родители — наймем и  мы. Если планировать учебу в  российском вузе, подойдет лицей или гимназия при этом учреждении. Они заранее тестируют детей по  профильным дисциплинам, помогают выбрать направление и  факультет для поступления. Таким образом, обучение более эффективное, а при поступлении в вуз у ребенка есть некоторые льготы. С другой стороны, если планировать поступление в иностранный университет, то  у  ребенка, находящегося на  семейном обучении, будет больше времени для подготовки к непривычному нам тестированию (TOEFL и SAT, например). Так что еще одно очко в пользу семейного образования.

Четвертый критерий — моя загруженность и душевное равновесие. Мысль, что мне придется ежедневно вставать в  6:30, чтобы вовремя отвезти детей в  гимназию, вызывала у  меня ужас. Я  индивидуальный предприниматель и  все свои дела планирую так, чтобы работать во второй половине дня.
Ранние подъемы совсем не вписывались в мой распорядок дня с привычкой работать поздно вечером и даже по ночам, когда дети наконец-то угомонились. А  если подумать о  родительских собраниях с  выслушиванием учительских претензий, о  нервотрепке с  невыполненными домашними заданиями,
«двойками» по поведению… Нет, это не для меня! Сохранность моего душевного состояния была возможна только в  случае домашнего обучения. Поэтому и здесь у меня получилось дополнительное очко в пользу семейного образования.

Хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее

Пятый критерий — эффективность обучения (относительно временных затрат). Школьник тратит примерно девять часов в  день на  уроки и  домашние задания. Преподаватели обычных школ ориентируются на слабых учеников: бесконечно повторяют и спрашивают одно и  то  же, поэтому время на  уроках расходуется неэффективно. По  сравнению с  занятиями с  репетитором, потери времени на уроках составляют около 90%, а время, употребляемое на изучение нового материала, не превышает 10%. Кроме того, часть времени тратится на организационные вопросы в классе. К  тому  же учитель подстраивается под самых медлительных и несообразительных детей.
Исходя из  своего опыта, могу сказать, что хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее. Оставшееся свободное время ребенок проводит на  свежем воздухе. Высыпается, может позволить себе заниматься спортом или читать интересные ему книги. Тратит много времени на кружки или увлечения.

Часто из-за негативного отношения учителей к  пропускам возникают проблемы с  поездками на  соревнования или конкурсы.

В  определении эффективности обучения для меня важным фактором является возможность дополнительных занятий. Для школьника занятия музыкой, танцами, рисованием или спортом входят в противоречие с загруженностью домашними заданиями. Родителям и  детям довольно часто приходится выбирать между школьной нагрузкой и любимыми увлечениями. Даже если это профессиональные танцевальные клубы, музыкальная или художественная школы. И даже тогда, когда у ребенка бесспорно есть талант. Часто из-за негативного отношения учителей к  пропускам возникают проблемы с  поездками на  соревнования или конкурсы. На семейной форме обучения такие проблемы абсолютно исключены. Поэтому — одно очко в пользу семейного образования.

Шестой критерий — общение с детьми& Для тех, кому больше нравится не  общаться с  ребенком и не заниматься с ним совместными делами, а наблюдать, как он внимает учителю, а потом сидит часами за домашними заданиями, этот пункт может стать минусом. Для меня это плюс: я не готова отказаться от своего авторитета и отдать собственных детей под влияние посторонних. Тем более что у меня есть вопросы к  ценностям современных молодых учителей, а  уровень их самореализации заставляет усомниться в  полезности подаваемого ими личного примера. Мне нравится разговаривать с моими детьми, объяснять им разные интересные вещи. Именно поэтому я  занимаюсь предпринимательской деятельностью и  не  выхожу работать по  найму, хотя могла  бы получать приличный стабильный доход. Я хочу проводить много времени с детьми. Так что — одно очко в пользу семейного образования!

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на  преподавателя не  превысили сумму в триста долларов.

Седьмой критерий — денежные затраты. Хорошее образование для меня — большая ценность, и я всегда готова за него платить. Лучше я отдам немалую сумму за тренинг или курсы, чем потрачусь на  ширпотреб. И  мне проще заплатить репетитору, чем заниматься таким неприятным делом, как стояние у  ребенка над душой с  домашними заданиями. Поэтому я изначально была готова выделять каждому ребенку 400–500 долларов в месяц за частную школу. Реально оказалось, что репетиторы обходятся намного дешевле: одно занятие стоит 10–20 долларов.
Мои девочки (несмотря на  разницу в  возрасте) смогли заниматься вместе. В начальной школе им хватало полтора часа занятий один раз в неделю, чтобы научиться правильно оформлять свои работы или разобрать сложные вопросы. Остальной материал дети осваивали сами, по обычному учебнику, выполняя задания в рабочих тетрадях.

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с  помощью репетитора ее реально можно пройти за  год. Мои затраты на  преподавателя не  превысили сумму в триста долларов. Фактически они оказались равны сумме, сэкономленной на бензине для поездок в школу. В  средней школе репетиторы обойдутся дороже: надо углубленно заниматься английским и  математикой. Позже добавятся сложные предметы — физика и химия. Но в любом случае, вряд ли я сумею превысить бюджет обучения в частной школе.

***

Комментарии

1

"Избавленные от контактов с другими детьми в период эпидемий гриппа и ОРВИ, они реже болеют вирусными инфекциями. Следовательно, их иммунитет крепче." — Надеюсь, с домашним заданием по биологии мама будет помогать детям не сама)

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв