образование 7 марта 2019
Рейтинг: 0

“Готовить ребенка к определенной профессии – это путь в никуда”

О том, какие навыки важны для детей будущего, – эксперты образовательных центров по ментальной арифметике.

Наши дети растут в быстро меняющемся мире, который не всегда понятен самим взрослым. Все сложнее говорить об отдельном периоде «подготовки ко взрослой жизни», ведь в большинстве сфер нужно постоянно учиться и переучиваться. Новое поколение оказывается в выигрышном положении, ведь для него технологии, на которых строится современность, — привычная часть мира, в котором они родились. Это позволяет поколению Z влиять на рынок через формирование спроса или даже становиться сотворцами цифрового мира (речь о таких профессиях как программисты, видеоблогеры, геймеры и пр) ещё до того, как они закончат школу. Происходит размытие границ детства: предыдущие паттерны уже не подходят для описания этого периода, а новые пока еще не сформировались.

Борис Фокин, руководитель центров «Абакус-Армения», обучающих детей ментальной арифметике:

Вместо привычной сейчас линейной карьеры в одной профессии человек будет заниматься реализацией своего призвания, меняя виды деятельности.

Основатель и президент Всемирного экономического форума Клаус Мартин Шваб в своей речи 20 января 2016 года в Давосе подробно остановился на идее четвертой промышленной революции. По мнению Шваба, в ближайшем будущем нас ожидают перемены такого масштаба и такой сложности, каких человечеству еще никогда не доводилось испытывать. Конечно, для новой экономики уже требуются специалисты нового типа с совершенно новыми навыками. Перед ними будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода и готовности к сотрудничеству с другими людьми и с системами искусственного интеллекта. Изменится и сам подход к работе. Вместо привычной сейчас линейной карьеры в одной профессии человек будет заниматься реализацией своего призвания, меняя виды деятельности.

Радмир Ганиев, сооснователь образовательной сети «Абакус-Центр»:


Содержание профессий может поменяться даже за то время, пока мы их осваиваем.


Что же нужно знать и уметь в новом мире? К чему готовить наших детей? В новом сложном мире не будет профессий, навыки для которых получают в юном возрасте и в дальнейшем не переучиваются. Из-за высокой скорости изменений готовиться самому (или готовить ребенка) к какой-то определенной профессии – это путь в никуда.

Содержание профессий может поменяться даже за то время, пока мы их осваиваем. Например, сегодняшний инженер промышленности – это не только специалист, разбирающийся в технике и технологии производства, а эксперт, который разбирается в сложной компьютерной системе, знает и применяет принципы бережливого производства и даже умеет «продать» клиентам продукт производства. Поэтому все более актуальным становится развитие в ребенке надпрофессиональных (гибких) навыков, которые позволяют быстро адаптироваться к изменяющейся реальности, сохранять свою конкурентоспособность и профессионализм в любой экономической и технологической обстановке.

В докладе «Навыки будущего» от Агентства Стратегических Инициатив названы 10 навыков, которые будут необходимы человеку в мире будущего:
– Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними);

– Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);
– Умение управлять проектами и процессами;
– Программирование IT-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами /Работа с искусственным интеллектом;
– Клиентоориентированность;
– Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах);
– Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;
– Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач;
– Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;
– Бережливое производство.

STEM-образование помогает раскрыть в ребенке потенциал “творца”.


В такой технологической картине мира нужна новая логика социального поведения, при который человек способен актуализировать свои знания и навыки с огромной скоростью. Это говорит о том, что в постоянно меняющемся современном мире нужно быть готовым к освоению любых новых технологий. А для этого даже людям с гуманитарным образованием необходимо обладать базовым инженерно-техническим мышлением.

Основы этим навыкам можно начинать закладывать уже с детского возраста, применяя методы STEM-образования (Science, technology, engineering, and mathematics). Оно помогает раскрыть в ребенке потенциал “творца” и формирует мышление, направленное на эффективную созидательную деятельность.

Впервые вопросом связи между дисциплинами в образовании озаботились в США, когда американцы столкнулись с серьезной проблемой — при наличии предложений в высокотехнологичных компаниях потенциальные кадры в большинстве своем не обладали достаточной квалификацией. Так, в конце 90-х и зародился STEM-подход к обучению, который сегодня внедряется на государственном уровне в странах, ориентированных на взращивание собственной научно-технической элиты.

С помощью STEM-образования ребенок получает универсальные навыки, которые открывают множество дорог в экономике будущего, чем бы он не занимался  — от ветеринарии до актерского мастерства.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв