дети и гаджеты 13 июня 2018 
Рейтинг: 0

«Живя в мегаполисе, прими «гаджетовую» реальность»

О роли компьютера в жизни детей говорим с Оксаной Селендеевой, основателем Школы программирования для детей CODDY.

– Оксана, как Вы считаете, с какого возраста ребенок может пользоваться компьютером?


– Обычно это решают родители. Умеет ли ребенок пользоваться техникой – это тоже зависит от них. Когда мы вручаем ребенку планшет, то обучения как такового нет. Хорошо, когда родители находят время, сажают рядом ребенка за компьютер и показывают, как всё выглядит. И дети начинают осваивать и печатать, даже не зная букв. Они запоминают зрительно, где какие кнопки находятся, и как родители пользуются мышкой. Сейчас я говорю про возраст до 6 лет. В таком возрасте малыши могут работать на компьютере, но их единицы. Оптимальный возраст — лет с семи, когда ребёнок садится за компьютер и уже понимает, чем будет заниматься.

Если посмотреть на детей, которые приходят к нам в школу на свои первые курсы по созданию игр, то в 7 лет они компьютером уже умеют пользоваться. Если не умеют, то мы этому учим, и учатся они достаточно быстро, потому что у них есть цель — создать игру. Ребята хотят, чтобы что-то забегало и запрыгало. Мотивация — шикарная вещь. Когда учат классически: вот это крестик, вот это папка, – это, конечно, скучно. Но если мы нажимаем кнопку, – и оживает супермен, то всё сразу выглядит по-другому. Да ребенок мир перевернёт, чтобы такое сделать!

– Ваша дочка уже работает на компьютере?

– Моей дочке 3,5 года. На компьютере она не работает. Умеет пользоваться планшетом, но не в совершенстве. Понимает, как на крестики нажимать, когда всплывает реклама или сундучки с бонусами. Я понимаю, что она делает это интуитивно. Я ей объясняю, что это за сундучки и что это – маркетинг. Думаю, слово «маркетинг» она точно не понимает, но знает, что нужно платить за дополнительные уровни в игре.

– Какого возраста самые юные ученики в вашей школе?

– Самым младшим ученикам у нас — 4-4,5 года, но не всем подходят такие ранние занятия на компьютере. Если родители видят, что ребенок очень любознательный и быстро схватывает новую информацию, то это наш тип – юный «коддик» по складу характера. Видно, что когнитивная функция мозга развита, и ребёнок готов к более сложному обучению.

У детей, которые занимаются программированием, активно развиваются когнитивные функции мозга, и они лучше усваивают точные науки.

Первоначально у нас не было курса для детей 4 лет. Я бы сама не поверила, что в таком возрасте можно учиться программированию, если бы мой хороший знакомый, владелец студии в Барселоне, не рассказал об этом. И всё равно это было для нас так необычно, что мы поехали в Испанию и убедились в этом сами.

В результате мы создали программу, которая сначала длилась месяц, а сейчас уже десять. Мы смотрели на успехи детей, дополняли ее различными модулями. В прошлом году у нас был первый выпуск малышей, которые занимались на планшетах и перешли на обучение программированию на компьютерах. Мы видим прогресс, потому что они учатся по программе для семилетних ребят и сильно обгоняют своих сверстников, которые до этого не занимались.

В американской прессе много статей на тему раннего обучения программированию. Представители системы образования США и IT-индустрии утверждают: чем раньше ребенок начнет программировать, тем лучше. Например, в Массачусетском Технологическом Университете было доказано еще в 80-х гг., что у детей, которые занимаются программированием, активно развиваются когнитивные функции мозга, а затем они лучше усваивают точные науки. В последние годы детское программирование стало активно развиваться. Во многих школах занятия на компьютере начинаются со 2 класса, ежегодно проводится «Час кода». Программирование больше не прерогатива старшеклассников, сейчас оно доступно даже дошколятам.

Если живешь в мегаполисе, прими эту «гаджетовую» реальность и живи с ней гармонично, как с данностью.

– Родители не переживают за здоровье детей, которые у вас учатся?

– Возможно, родители наших учеников проще смотрят на компьютер и гаджеты, но я не сталкиваюсь с тем, что кто-то переживает из-за вреда от занятий за компьютером. Пару раз спрашивали про занятия для маленьких до 6 лет, как они выдерживают два часа. Объяснение простое — это очень увлекательно: события, анимация, любимый гаджет. У них на занятиях постоянно что-то творится.

Конечно, у нас есть перемены. Они не строгие. Мы смотрим за состоянием детей, и, когда видим, что они устали, то делаем перерыв. Даже если перерыв не запланирован, нужно его сделать, потому что бессмысленно чему-то учить уставшего ребёнка. На перемене мы делаем гимнастику, включаем развивающие клипы, чтобы ребята подвигались, попрыгали. Это для маленьких. Для старших детей даже не возникает вопросов таких. Может нам такие родители прогрессивные попадаются, которые морально готовы к вхождению компьютера в жизнь ребенка?

Фарба Леонид, врач травматолог-ортопед и Елена, психолог, кандидат психологических наук, коуч,
родители Яна, 14 лет:

Мы наблюдаем за нашим сыном: он с друзьями постоянно общается в чатах; для выполнения домашних заданий, начиная с электронного дневника и заканчивая онлайн-материалами и презентациями, тоже нужен компьютер. Поэтому мы просто покупаем ему нормальное кресло, заботясь о его позвоночнике.

Конечно, когда в жизни много компьютера, – устают и глаза, и голова, и всё тело. Всё дело в дозировке и разумности. Ведь компьютер и телефон для современного городского подростка — необходимая часть жизни. Вообще мы в семье смотрим на это так: если живешь в мегаполисе, прими эту «гаджетовую» реальность и живи с ней гармонично, как с данностью.

– Как Вы считаете, что самое вредное при работе за компьютером?

– Это три фактора: осанка, недостаток жидкости и недостаток движения. Осанка — это про стул, на котором сидишь. Сейчас много ортопедических стульев, кресел и прочих приспособлений, вплоть до гимнастических мячей, которые снимают эту проблему. Второй негативный фактор в том, что ребенок забывает пить. Это важно для организма – сохранять водный баланс. И третье, он забывает двигаться. Слишком долго сидит, а нужно делать перерывы, разминаться регулярно.

Сергей Манихин, главный врач Центра современной педиатрии:

Рабочее место должно быть приспособлено к росту ребенка. Расстояние от глаз до монитора — 45-70 см. Важно, чтобы на экране не было отблесков, отражений. Освещенность в помещении должна быть близкой к яркости на экране.

Мы сейчас говорим про физиологию, не более того. Раньше основной вред был на глаза. Современные мониторы более щадящие. Помните: раньше сидишь в темной аудитории, и от компьютера везде свет? Он всё помещение освещает. Сейчас освещение покрывает только монитор, поэтому такого вреда для глаз, как было при лучевых трубках, нет.

Сергей Манихин, главный врач Центра современной педиатрии:

Большинство современных экранов сделаны по LED-технологии и имеют подсветку, которая испускает большое количество синего света, очень вредного для глаз. Конечно, современные мониторы не так опасны для зрения, как старые. Однако абсолютно безопасных для зрения мониторов не существует. Связано это еще и со значительной зрительной нагрузкой при работе за компьютером, которая провоцирует развитие миопии у детей.

– Сколько времени ребёнок может находиться за компьютером?

– Негативно влияет на здоровье длительность нахождения за компьютером. Иногда мы, не только дети, но и взрослые, просто забываем о задачах и делах, потому что настолько увлекаемся, что не можем оторваться от гаджета. Поэтому можно ограничивать детей разумно. Разрешать пользоваться компьютером после того, как выполнены домашние задания и другие дела.
Когда я была подростком, меня ограничивали временем до трёх часов в день и разрешали компьютер только после выполнения домашней работы. Думаю, для подростков три часа – вполне приемлемо, для детей младшего возраста — час-полтора достаточно.

Сергей Манихин, главный врач Центра современной педиатрии:

Лучше проводить меньше времени за экраном. С 1,5 до 5 лет — один час в день. С 6 лет нет четких рекомендаций. Советую, 2-2,5 часа в день, и во время работы делать перерывы и/или зрительную гимнастику каждые 20 минут.

 

Фарба Леонид, врач травматолог-ортопед и Елена, психолог, кандидат психологических наук, коуч, 
родители Яна, 14 лет:

У нас нет жесткого регламента, потому что у сына просто нет времени долго сидеть за компьютером. Школа, спорт, занятия языком, прогулки с друзьями — все это занимает время, и нам нет необходимости его ограничивать. При этом компьютер всегда включен, потому что он нужен для школы: доклады, электронный дневник, чат с одноклассниками.

– Оксана, Вы говорили, что у вас в школе занятия по программированию идут два часа даже для малышей.

– Обучение — это другое. Здесь час-полтора – слишком мало. Мы шутим с преподавателями, что за час с детьми успеваем только включить компьютер и выключить его. Детям нужно посоциализироваться, пообщаться, вопросы позадавать. Затем посидеть, подумать. Мы всегда даем время на рефлексию, на фиксацию материала и обдумывание. Да, просто так не бывает: пришли с улицы, сразу сели и давай делать. Подождите, надо же переключиться, настроить себя и войти в режим.

В традиционной школе – подход противоположный: давайте запихнём в ребенка побольше информации, а он там пусть сам разбирается. Но дети — это не поле, где сеешь семена, и они сразу прорастают. Ребёнку нужно получить информацию, обдумать её, поспрашивать, применить на практике. Потом эта информация оседает в голове. Поэтому два-три часа — идеальный вариант, но никак не по часу.

– Как обезопасить ребенка от негатива и нежелательного контента в сети? Ведь воздействие на психику может быть более страшным, чем возможные проблемы со зрением/осанкой?

– Дети повторяют всё за взрослыми. Если они слышат вокруг себя мат, видят девиантное, антисоциальное или депрессивное поведение со стороны родителей, то они будут допускать в своей модели поведения подобное. С видеоконтентом такая же история. Допустим, если ребенок видит, как мальчик бьёт другого мальчика, значит, он будет понимать, что это допустимо в жизни.

Я вижу решение только в контроле со стороны родителей. Каждый раз после того, как моя дочь смотрит YouTube, я проверяю просмотренные видео. Если там появляются тупые ролики, в которых просто держат в руках две игрушки и показывают, как они общаются, я нажимаю на функцию «больше такого не показывать», «неинтересно». Такое видео исчезает из поля видимости, и я уверена, что мой ребенок больше не натолкнется на такой контент.

Прикладные навыки (умение программировать) – это ещё не всё. Ребёнку нужно ещё обладать и эмпатией: понимать себя, общество, своё окружение и уметь со всеми коммуницировать.

С подростками другая история. У них есть гаджеты, телефоны, планшеты, настольные компьютеры, гаджеты друзей — за всем уследить невозможно. Поэтому нужно объяснять, почему это – «отстой». И говорить именно на их языке: это отстой, а не плохо, а-тя-тя. Как ни парадоксально – надо не запрещать, потому что запретный плод суперсладок. Мы не сможем устранить его навсегда, только на время, пока подросток не сможет до него добраться.
Я считаю, что надо тратить время на ребёнка. Понятно, что все работают, у всех дела, но это важно — находить время для детей. В части игр — надо следить за тем, чтобы у ребёнка была отключена функция «крови».

Соболева Александра Евгеньевна, кандидат психологических наук, директор Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия:

 

Компьютерные игры, даже если мы не станем брать в расчет зачастую кровожадные сюжеты, уводят от реальности: ребёнок начинает думать, что человек может прожить 10 жизней, и может впоследствии делать неверные выводы при расчёте своих ежедневных действий. От реальной игры пользы больше: в ней ребенок может оценить себя: какой он умный, быстрый, ловкий. Или, в конце концов, набить реальных «шишек».

Компьютер негативно влияет на нейродинамику психических процессов, т.е. на то, что подпитывает интеллект ребенка. Однако от компьютерных технологий никуда не деться. Без них не справиться с объёмом информации. Поэтому хотя бы ограничивайте работу за экраном себе и детям. Нижний возрастной порог для занятий детей на компьютере — 7 лет. Для этого возраста рекомендуем установить общее время занятий — 10 минут в день. С 12 лет можно увеличивать время электронного общения до 40 минут. Максимальное время работы за компьютером в день должно составлять не более 2 часов для взрослого человека.

– Оксана, как родителям развивать детей, с компьютером или без?

– От технологий сегодня никуда не деться. Можно ограждать детей от компьютера и гаджетов, но главное, чтобы они не стали белой вороной среди сверстников. Очень важно ребенка развивать комплексно, уделять внимание не только инженерному мышлению или программированию, но и эмоциональному интеллекту. Не нужно забывать, что если у ребенка есть прикладные навыки (умение программировать), то нужно ещё обладать и эмпатией: понимать себя, общество, своё окружение и уметь со всеми коммуницировать. Нужно учиться окружать себя людьми, чтобы идти к поставленным целям командой, а не только сидеть за компьютером.

Это относится к эмоциональному интеллекту, о котором говорят профессора Стэнфорда и Оксфорда. Эмоциональный интеллект входит во все кейсы навыков XXI века и занимает место выше программирования. Сейчас много книг на эту тему, и любой родитель может познакомиться с ней подробнее. Мы в CODDY развиваем у ребят помимо hard скиллов, еще и soft-скиллы. Учим их увлекать за собой людей, искать единомышленников, развивать харизму.

И не нужно забывать про телесный интеллект, по-русски — спорт. При любом уровне увлечённости наукой, программированием нужно ценить своё тело. Это храм, который должен быть в прекрасном состоянии. Всё-таки наш храм носит умнейшую голову, в которой находятся остальные навыки и знания.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв