события месяца 27 апреля 2018
Рейтинг: 0

Ещё 7 замечательных спектаклей для подростков в театрах Москвы

Мама четверых детей и театральный критик продолжает.

Первая часть.

Любопытная вещь! При создании второй части обзора о лучших столичных постановках для подросткового возраста выявилось две основные тенденции. Первая: Молодежный театр ( РАМТ) – был и остается лидером в поиске новых сюжетов и создании самых интересных спектаклей для разной возрастной аудитории. Именно подростковой теме в этом театре уделяется особое внимание. Три из семи спектаклей в афише – РАМТовские. Вторая: не скучное, а напротив, креативное прочтение классических сюжетов для подростков на театральных подмостках. В преддверии 9 мая я не могла обойти тему Великой Отечественной войны и выбрала два прекрасных спектакля, созданных и сыгранных до щемящей боли в области солнечного сплетения. И, конечно, все постановки выбраны с учетом авторитетного мнения моих сыновей-подростков.

«Я хочу в школу», РАМТ / 16 мая, 1 июня, 23 июня 2018
12+

Творческий союз писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак не нуждается в представлении. Их книги, которыми (о, счастье!) зачитываются подростки, – своеобразный «мостик взаимопонимания» между детьми и взрослыми. Многие сюжеты рождались на основе жизненных историй, а их героями становились обычные школьники, их родители и педагоги. В каждой книге поднимаются вопросы, волнующие современных подростков, которые они не всегда решаются обсудить не только со взрослыми, а порой и со сверстниками: первая любовь, отношения с друзьями, адаптация в коллективе, трудности с учебой.
В книге с фантастическим названием «Я хочу в школу» как раз все это есть, а главной болевой точкой становится проблема сегодняшнего школьного среднего образования.
Неудивительно, что именно Молодежный театр увидел нужность такого сюжета в театре. Театр уделяет огромное внимание общению со своей целевой аудиторией – здесь много лет существует зрительский клуб и несколько образовательных проектов. Ведь подросткам невероятно важен именно фактор узнаваемости: «ой, это точно, как наша географичка» или « да, он спорит с учителем точно, как наш Вова Филиппов» и так далее – ситуаций море.
Спектакль максимально приближен к книге, хотя некоторые сюжетные линии не развиты или опущены. Но если вы не читали, то советовать прочесть я не буду: ведь появляется еще один козырь для подростка в театре – интрига.
Постановка супердинамична (постоянно движущиеся декорации-трансфомеры), музыкальна (с драйвовыми композициями рок-группы Panic! At the Disco) и густо населена (15 действующих лиц). От этого действию предается своеобразный клиповый формат. Актеры великолепно справляются с непростой задачей быть детьми и подростками: не утрируя, не заигрываясь. Им бесконечно веришь. Один из моих сыновей искренне удивился тому, что на сцене актеры, которые довольно давно окончили школу.

«Четвертый богатырь», РАМТ / 13 мая, 12 июня
7+

Премьерная постановка по пьесе молодого драматурга Родиона Белецкого «Четвертый богатырь» имеет уникальную универсальную возрастную рекомендацию: если в вашей семье, кроме требовательного подростка, есть и младшие дети, то смело берите их с собой. Все будут в восторге. Именно так и произошло с моими тремя разновозрастными детьми. Каждый из них увидел, считал и запомнил в этом смешном и шумном «блокбастере» что-то свое.
Если вы являетесь поклонником отечественного многосерийного мультика о приключениях Трех богатырей, то с легкостью представите себе формат нового спектакля в Молодежном театре: весело, современно, а главное — многопланово.
Прошло время славных побед и сражений, раздружились между собой защитники Земли Русской: Илюша на печи лежит: ноги не ходят; Добрыня у неприятеля на службе; Алеша на базаре товаром разным торгует. Царевич тем временем в плену томится, а в краю родном злобный и сильный Ворг властвует с непобедимым воинами, у которых вместо голов репы на плечах. И некому до славных богатырей достучаться, чтобы они силушку свою проявили и захватчиков одолели. Но нашелся один смельчак: простачок Филя; сумел к каждому подход найти и старых друзей против врага объединить.
В «Богатыре» великолепная хореография и пластика; совершенно гениальные сцены поединков и сражений с забавными увертками, замедленными движениями и световым решением. Это одни их самых красивых и запоминающихся моментов в спектакле. Мои мальчишки, конечно же, ими вдохновились.
Про то, кто же все-таки оказался четвертым богатырем, писать не буду. В лучших традициях блокбастера кульминационный момент произойдет на последних минутах спектакля.

«Дом с башенкой», РАМТ / 31 мая, 13 июня
16+

Спектакль изначально задумывался для подростков от 12-13 лет. И неслучайно. Ведь главный герой рассказа Фридриха Горенштейна, по которому поставлен спектакль, – мальчик 9-10 лет.
Рассказ «Дом с башенкой» — первое и единственное произведение писателя, которое было опубликовано в Советском Союзе в 1964 году в журнале «Юность».
Рассказ во многом автобиографический: отец Горенштейна в годы большого террора погиб в заключении, а мать, скрываясь с сыном, умерла в начале войны в эшелоне эвакуированных. Мальчик оказался в детском доме. Именно этот сюжет из жизни писателя – болезнь и смерть матери на глазах у сына в незнакомом городе — лег в основу небольшого рассказа. Речь об испытании маленького человека войной, которая прорастает здесь во множестве зловещих деталей: трагические случайности, страх, отчаяние, безысходность….
И если в рассказе все события происходят в военное время, то спектакль переносит зрителя на несколько лет вперед, в послевоенные годы. Мальчик вырос и стал фотографом. На первый взгляд, он счастлив и воодушевлен своим делом. Но внутри – по-прежнему боль и страх. Пережитое однажды только на физическом уровне горе – потеря единственного близкого человека – не осознано им до конца, не пережито в душе, не осмыслено.
В итоге спектакль получился, возможно, слишком мрачным, но сегодняшним подросткам просто необходимо знать и о такой стороне великой войны, прочувствовать все до кома в горле, принять и помнить.

«Гамлет», Детский музыкально-драматический театр «А-Я» / 26 мая
14+

Согласитесь, что «Гамлет» вроде бы не то произведение, которое может зацепить современного подростка. Непростой литературный язык, сюжет, да и сама экзистенциальная философия Шекспира явно не для переходного возраста. Но «Гамлет» в театре «А-Я» – это совершенно особенная история, которая способна не просто вызвать душевный отклик у подростка, но и пробрать до мурашек, помочь увидеть себя со стороны и, как бы громко это ни звучало — проникнуться классикой. Не это ли мечта многих родителей?
Детский театр рискнул поставить Шекспира и создал постановку, жанр которой определен как «трагедия в стиле рок-н-ролл». Если точнее, то трагедия скорее в жанре рок: у принца Датского в спектакле своя рок-группа«Angry», которая на протяжении всего действия «зажигая, исполняет вживую музыкальные композиции (ведь рок по своей идее и посылу—это направление рок-н-ролла). Именно эта музыка и есть рупор тинейджеров, воплощение раздирающих их противоречивых настроений, протеста против стереотипов; это их бунт против другого мира — мира взрослых.
Образ Гамлета – стержень всего спектакля. Такого принца Датского, я уверена, еще не было на столичных подмостках: Гамлет-подросток колкий, язвительно-насмешливый, со вспышками внезапного гнева, скрытный, но все равно любящий! Все очень знакомо; все точно из жизни любой семьи, где есть повзрослевший ребенок. И удивительно, как события в пьесе вдруг в сознании начинают перекликаться с важными темами переходного периода у подростка: первая любовь, предательство друзей, родителей, суицид.
Но главное, о чем хотели сказать авторы спектакля, — это, конечно, о любви и ее дефиците. Кто знает, каким был бы финал «трагической повести» о принце Датском, будь он уверен, что его любят… Именно поэтому в заключение со сцены звучит песня «Love forever» уже не от имени героев пьесы, а от имени актеров: «Вот уже не роли, а мы кричим вам отсюда, эй, послушайте люди: мир нельзя изменить, надо просто любить и другого не будет»! Так все просто, но – истина! Мой подросток впервые захотел пересмотреть спектакль, который к слову идет больше двух часов.

«Ромео и Джульетта своими словами», Домик Фанни Белл / 13 мая, 2 июня
10+

И снова бессмертный Шекспир.
«ОК, гугл. Краткое содержание «Ромео и Джульетты». Знакомая ведь ситуация для подростка? Задали, но прочитать не успел. Был занят другими, более важными делами: чаты, сети,форумы, компьютерные игры. Авторы нового спектакля в прекрасном «Домике» решили посоперничать с интернетом и сочинили оригинальную версию шекспировской трагедии.
Полное название спектакля: «Ромео и Джульетта своими словами. Рассказ за задней партой». Здесь классический сюжет Шекспира забавно переплетается с событиями из жизни обычных современных школьников. Действие происходит в классе: ученики пишут сочинение по знаменитой пьесе. Но одна из учениц не знает содержания, и одноклассники пытаются пересказать ей сюжет своими словами.
Именно так и рождается современное и весьма креативное прочтение «Ромео и Джульетты»: герои спектакля, например, читают рэп и разговаривают на подростковом сленге. А шекспировские герои вдруг оживают, и становятся близки современным подросткам: как и несколько сотен лет назад, они влюбляются, ссорятся, дерутся, целуются и конфликтуют. А тема настоящей юношеской любви, тема отношения родителей и детей волнуют ведь вне времени и исторического контекста. Кстати, пересказ длится всего около часа.

«Ленинградка», Театр кукол им. Образцова / 2, 11 мая
12+

Еще один спектакль про Великую Отечественную войну, который как нельзя лучше и проникновеннее говорит с подростком о мире и о его ценности. Я уверена, что фраза «ты не ценишь то, что имеешь» произносится довольно часто в семье, где есть подростки. И спектакль, посвященный блокаде Ленинграда, станет лишь крупицей среди бесчисленных доказательств того, что мир, дом, живые и здоровые близкие – это самое ценное, что мы имеем. Просто мы очень часто забываем об этом, как и наши дети. Блокада — тема настолько трагическая и болезненная, что подросткам мирного времени практически невозможно все это представить и осознать, не оказавшись внутри. Спектакль отчасти дает такую возможность.
В кукольную постановку включен документальный видеоряд и анимация. Главные герои – актеры, так как основа спектакля представляет собой хронику жизни реальной девочки Вали, которая всю блокаду просидела в шкафу, а впоследствии заново училась ходить и говорить. Дом разрушен, погибла мать, отец ушел на фронт и тоже погиб. Помощи ждать не приходится и остается только надежда на чудо. И оно происходит!
Маленькие радости главной героини, от которых слезы стоят в глазах: это тепло от робкого огонька в печурке, а на Новый год всего лишь одна мандаринка на праздничном столе. Почувствовать боль и горе другого человека – то главное, о чем говорят со зрителем авторы спектакля.

Своими словами. Н. Гоголь «Мертвые души» (История подарка), Школа драматического искусства / 15, 16 мая, 19, 21 июня
12+

Первым из запланированной серии спектаклей, целью которых является пересказ «взрослой» классической литературы, стал «Евгений Онегин». Он буквально взорвал театральную Москву. Затем появился Гоголь с его «Мертвыми душами». В основе спектакля, жанр которого определяется скорее как неукротимая, потешная фантасмагория, – лежит исторический факт. Такой: Пушкин подарил Гоголю сюжет «Мертвых душ». И зрителям предлагают выбрать из четырех вариантов приобретения писателем заветного сюжета: один другого смешнее и безумнее и каждый балансирует между воровством и подарком. Но этот факт  – лишь предлог поговорить об авторе культовой поэмы, о взаимоотношениях двух великих личностей в русской литературе.
В финале спектакля, впрочем, прозвучат знаменитые слова о «птице-тройке», и вырезанная из черной бумаги Русь-тройка оживет в руках и воспарит над колосниками.
Гоголь «пересказан» для подростков с помощью кукол, пантомимы импровизации и искрометного юмора. И с уверенностью можно утверждать, что после такого прочтения поэмы «своими словами» даже самые ленивые ученики возьмут в руки оригинал. Хотя бы из любопытства: а как же там все-таки у Гоголя в «Мертвых душах»?

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв