психология 5 июня 2017
Рейтинг: 0

«Большая близость с ребенком может мешать в развитии эмоционального интеллекта»

Почему важно и как нужно развивать в детях эмоциональный интеллект, и как излишняя близость родителей и ребенка может этому мешать.

Ольга Даниленко, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, психолог ГБУ Центр помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации «Семья»:

3 июня 2017 Ольга проведет для детей и взрослых в Москве на ВДНХ бесплатный тренинг «Как развить эмоциональный интеллект»

Сегодня создается парадоксальная ситуация – детство воспринимается взрослыми как самое прекрасное, счастливое время жизни, а психологи утверждают, что быть ребенком – значит очень часто испытывать стресс, находиться в тревоге. Одна из причин этой тревоги – повышенные ожидания взрослых, сравнение своего ребенка с «идеальными» образами, например, юных гениев.

Для большинства родителей само понятие «заниматься с ребенком» становится тождественно понятию «учить чему-либо ребенка». При этом логика и эрудиция кажутся родителям более важными, чем понимание собственных эмоций и эмоций ребенка. Однако исследования последних лет показывают, что в интеллектуальных способностях человека можно выделить особую составляющую, связанную с пониманием собственных эмоций и эмоциональных реакций других людей. Именно эти особые способности и легли в основу понятия «эмоциональный интеллект». Связь между эмоциональной и рациональной зонами мозга является физическим источником эмоционального интеллекта, а развитие этой связи позволяет научиться управлять своими эмоциональными реакциями и осознанно строить отношения с людьми.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать собственные эмоции, управлять ими, а также способность понимать намерения, мотивацию и желания других людей.

Не удивительно, что высокий эмоциональный интеллект позволяет полноценно наслаждаться жизнью, а люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе – их эмоции меньше зависят от эмоций других людей. Понимание своих и чужих эмоций помогает быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам. Дети с высоким эмоциональным интеллектом пользуются большей популярностью у своих одноклассников. Но и успешному обучению эмоциональный интеллект также способствует: даже если ваш ребенок – отличник-ботаник, и вам кажется, что эмоции его особенно не волнуют, раскрытие эмоциональной стороны личности обогатит его восприятие мира, сделает более счастливым, позволит более полно реализовывать свой потенциал.

Почему же возникают трудности в развитии эмоционального интеллекта? Как ни странно, именно большая близость с ребенком может мешать родителям в развитии эмоционального мира ребенка – ведь невозможно не вовлекаться в эмоциональную реакцию того, кого сильно любишь! В ситуации, когда «что-то пошло не так», родитель для ребенка – важнейшая опора. Успокаивает, помогает справиться с ситуацией ваше уверенное поведение. Ребенку необходима эмоциональная стабильность взрослых, тогда он может лучше понять, где – его переживания, а где – мамины.

Если реакции взрослых очень сильные, они принимают все связанное с ребенком близко к сердцу, то у ребенка создается впечатление, что происходящее – полная катастрофа! Да еще он в этом виноват – ведь мама теперь так расстроена.

Его собственные первоначальные чувства оказываются в итоге погребены под страхом и виной. В старшем возрасте ребенок может пытаться скрыть неприятности, произошедшие с ним, так как будет бояться встречи с эмоциями близких. Например, девочка- подросток, скрывавшая проблемную ситуацию, так объяснила мне причину этого: «Вы не знаете мою маму! Она будет кричать, что умирает, потом, что убьет меня, а до решения мы не сможем дойти, поэтому нельзя ничего рассказать!»
Поэтому одна из важнейших составляющих счастливого родительства – уверенное владение своими эмоциональными реакциями.

Если вы хотите откровенного рассказа от ребенка, то с самого раннего детства показывайте, что вы готовы сдержанно выслушать действительно все, что скажет ребенок. Когда вы чувствуете, что эмоции захлестывают вас, найдите способ сделать небольшую паузу: выйдите из комнаты в ванную, помойте руки, умойтесь; сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов; крепко сожмите кулаки, почувствуйте напряжение мышц рук и плеч, а затем расслабьте их; поговорите с самим собой. Особенно важно расслабить лицо, ведь ребенок на подсознательном уровне ориентируется в ситуации, считывая выражение лица мамы. Для этого сделайте утрировано напряженное, «зверское» лицо, а затем расслабьте. Выберите один два приема, потренируйтесь заранее, это поможет в сложной ситуации. Тогда ребенок сможет поделиться с родителем собственными переживаниями.

При этом ребенку полезно знать, что чувствуют родители в той или иной ситуации, что они тоже способны переживать, и в их жизни есть, кроме беспокойства за ребенка, разные источники переживаний. Для этого не нужны слишком яркие демонстрации чувств, достаточно объяснить, что вы сегодня расстроены, потому что у вас произошло неприятное событие, вы сердиты, так как кто-то нарушил договоренность, огорчены, что не состоится какое — то событие, которого вы ждали и т.п. Когда вы успокоитесь и найдете решение, важно поделиться этим в общих чертах с ребенком, например, сказав, что вы поговорили с виновником ситуации, и договорились о том, как будете дальше предупреждать такие события. Можно высказывать, что вы чувствуете, когда ребенок нарушает договоренность. При этом важно соблюдать правило «я высказываний»: «когда я вижу…, то чувствую …». Это помогает ориентироваться ребенку в мире человеческих отношений, понимать, что реагировать можно не только криком, что нужно искать пути урегулирования ситуаций.

Родителю важно развивать понимание собственных чувств: что со мной? Я устал? Что меня раздражает?

Помните, что вводящие нас в негатив эмоции тоже важны, они не предназначены просто мучать нас. Если мы понимаем, что чувствуем, и что включило эту эмоцию, то получаем уникальную возможность изменить что-то в своей жизни. Например, если мама поняла, что чувствует себя обиженной на ребенка, так как очень много уделила внимания и сил организации поездки в зоопарк, а он там не проявил достаточного внимания, капризничает, вернувшись домой. Мама устала, но не может ребенка уложить спать, то можно сделать вывод, что ее ожидания к ребенку завышены, она исходила из своих представлений о его потребностях, надо просто подождать, пока ребенок будет готов к подобным экскурсиям, а пока – помочь расслабиться и восстановить равновесие. И только потом обсудить событие.

Помогайте ребенку понять, что он чувствует. Для того, чтобы правильно использовать эмоции, важно научиться их распознавать, а для этого не нужно ребенку сразу предлагать решение проблемы. Часто взрослый так расстраивается из-за огорчения ребенка (смотрите выше), что основное желание заключается в том, чтобы ребенок перестал переживать. « Скорее успокойся! Отвлекись! Все будет хорошо!» – это только часть родительских штампов, смысл которых заключается в послании: не чувствуй боли, прекрати переживать. Это мешает отреагированию и пониманию своих эмоций, формирует страх перед отрицательными эмоциями, и восприятие их как неправильных, стыдных. Так что, если мы решили развивать эмоциональный интеллект ребенка, придется опираться на собственную выдержку и дать ребенку выплакаться и выговорится. Можно ненавязчиво помочь описать его переживания, например, переспрашивая, правильно ли мы поняли его.

Не спешите с советами, не давайте оценок действиям – помогите выразить чувства: «Я вижу, что ты расстроен; это правда отвратительно! Представляю, как ты разозлился!». Не говорите, что все будет хорошо, а выражайте готовность быть рядом, помогать справиться с ситуацией. Интересуйтесь, какая помощь сейчас нужна ребенку.

Для того, чтобы понимать эмоции – свои или другого человека, необходимо уметь их называть. Вы же наблюдали, какой дискомфорт и гнев испытывает маленький ребенок, когда не может выразить свои потребности и донести их до родителей? Развивайте эмоциональный словарь ребенка. Это удобно делать в игре, в бытовых столкновениях, при просмотре мультфильма, чтении книги. Называйте эмоции, которые в данной ситуации подходят к переживаниям ребенка, персонажа. Объясняйте, с одной стороны, что может чувствовать ребенок, герой, другой человек в конкретной ситуации, а с – что означает определенная эмоция, в каких ситуациях ее обычно чувствуют, как она проявляется и как ее можно распознать. Речь идет о любых эмоциях: радость, удивление, восхищение, презрение, страх и т.п.

Это подводит нас к тому, что ребенок нуждается в формировании индивидуальной палитры выражения чувств и эмоций. Расширяйте репертуар реагирования, помогайте выражать эмоции неразрушительно и продуктивно Например, гнев можно выразить через физические действия: побросать мяч, постучать по боксерской груше; можно использовать творческие приемы: нарисовать или написать свои обиды на бумаге, а затем ее уничтожить, разорвав, бросив в огонь; можно помочь, проиграв разговор с обидчиком, в котором по очереди меняются роли родителя и ребенка.

Благодарим за помощь в подготовке материала Академию Просвещение.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв