воркингпапа 8 ноября 2018 
Рейтинг: 0

Эдуард Бояков: «После четвёртого ребёнка всё легче и легче».

Создатель фестиваля "Золотая маска" и Театра "Практика" и папа 4 детей – о родительстве.

Эдуард Бояков, отец четверых детей, продюсер, театральный режиссер и педагог, председатель Русского Художественного Союза, один из спикеров Форума Фавор, который пройдёт в Москве 14 ноября.

– После появления детей у матери обычно меняются приоритеты, приходится на время отказываться от работы и увлечений. Пришлось ли вам чем-то пожертвовать, став отцом?

Мне кажется, здесь слово «жертва» не очень подходящее. Это совершенно естественный поступок, когда и мать, и отец отказываются от прежнего ритма жизни. У меня 4 ребенка. Две дочери, уже перешагнувшие 30-летие, 6-летний сын и полуторагодовалая дочь. Двоих младших детей мы рожали в Индии высоко в горах. И я сознательно пошел на то, чтобы все свои творческие активности либо прекратить, либо переформатировать в удаленную работу. Когда мы рожали Захара, я полгода был с семьёй, это было волшебное время, я никак не готов называть это жертвой. Мне кажется нормальным, когда изменяется ритм, не говоря уже об увлечениях, которые вообще ничего не стоят.

– Кто вы по профессии и что знают дети о вашей работе?

Полуторогодовалая дочь пока что знает только то, что папа часто задерживается на работе допоздна. А 6-летний сын уже вполне себе рефлексирует на тему моей работы, моего театра, моих спектаклей, позволяет себе рецензии. Два года назад я делал большой проект в олимпийской деревне Роза Хутор под Сочи. Мы там жили 2 месяца, и это было настоящее боевое крещение. Захар был со мной все время, на его глазах рождался большой спектакль. Взрослые дочери, конечно, знают и, судя по всему, мои занятия повлияли и на них. Старшая дочь связана с модой и костюмом, средняя занимается организацией крупных событий и форумов. Мы находимся в одном профессиональном поле и общаемся достаточно много.

Традиции – начиная от причастия в храме и заканчивая погружением в ледяную воду, которые мы с 6-летним сыном Захаром практикуем.

– Есть ли у вас в семье традиции, которые касаются только отца и детей?

Традиций только отца и детей нет. Большинство наших традиций – семейные, начиная с завтраков и заканчивая путешествиями.
К сожалению, большинство современных людей живет вне такой традиционалистской парадигмы. Вне осознания себя частичкой традиции с большой буквы. Это большая проблема. Я, конечно, не предъявляю претензий родителям, но я вырос в семье, где ни у родителей, ни у бабушки с дедушкой не было икон, например. Сейчас мы всячески стараемся привить детям ощущение традиции, любовь к ритуалу, постоянно повторяющемуся, и я абсолютно убежден, что детям это нужно. Начиная от причастия в храме и заканчивая погружением в ледяную воду, которые мы с сыном Захаром практикуем, несмотря на его какие-то там возражения, а иногда и слезы. Но это очень важно, и я наблюдаю, как его отношение к нырянию в ледяную купель потихонечку меняется. Не смену слезам и страху приходит гордость от того, что вот, я это могу сделать.

Путешествия – важнейший момент воспитания, особенно в сегодняшнее время. В путешествии ребенок понимает многообразие мира и многообразие возможностей.

– Считаете ли вы путешествия с малого возраста важной составляющей современного воспитания? Практикуете?

Наши дети много путешествуют, начиная с внутриутробного периода. Это важнейший момент воспитания, особенно в сегодняшнее время, чтобы не стать приложением к гаджету. Современный ребенок должен получать опыт в оффлайне. У нас православная семья, и мы много путешествуем с паломническими целями, бываем в старых монастырях. Но и оказаться в жарких странах — тоже вполне себе важный опыт. В путешествии ребенок понимает многообразие мира и многообразие возможностей.

До трех детей каждый ребенок как-то осложняет твое существование. После четвёртого – всё легче и легче.

– Как построить отношения в многодетной семье таким образом, чтобы всем хватало внимания и не было ссор?

Наблюдать за многодетными семьями – большое счастье. Самые здоровые, самые радостные семьи это те, в которых много детей. Никаких советов и рекомендаций я и позволять себе не буду, потому что это вообще не нужно. Главное — рожать детей.
До трех детей каждый ребенок как-то осложняет твое существование. После четвёртого – всё легче и легче. И, конечно, восемь детей – это лучше и легче, чем пять. Они удивительным образом начинают друг друга воспитывать, друг о друге заботиться, освобождать родителей… Это вообще другая энергия. И, конечно, они получают огромный опыт любви — и от родителей, и друг от друга. Я искренне этим семьям завидую и считаю, что это вообще счастье.

Если есть настоящая любовь, то ребёнок чувствует. А если любви нет – он начинает считать количество внимания и игрушек.

Перед тем, как родилась Аня (младшая дочь), я выслушал много советов о том, что надо готовить Захара к появлению младшей сестры. Чтобы избежать ревности и травм. Я знаю, что такие случаи есть, но нет здесь никаких рекомендаций и советов, кроме самых простых: любить и быть вместе. Не разделять, любить всех вместе, – и всё.

Если есть настоящая любовь, то ребёнок чувствует. А если любви нет – он начинает считать количество внимания и игрушек. Мать моих детей хватает на обоих, и я не вижу никаких проявлений ревности. И счастлив этим.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв