образование 17 июля 2020 
Рейтинг: 0

«До 4 лет детям нужны игры, синяки и гвалт, а не умение читать»

Психолог и мама троих детей – о том, как беззаботное детство влияет на успеваемость в школе.

Светлана Лукка, специалист по семейным отношениям, психолог и автор книги «Нити родительства»:

Как ждём мы всей семьей, когда ребенок пойдет в школу. Мы рассказываем ребенку, как в школе интересно, и он тоже с нетерпением ждет начала учебы.

Мы рисуем себе радужные картинки того, как он будет хорошо учиться, как жаден будет до новых знаний. Не тут-то было! Ребенок приходит в школу, а ему там – не интересно. Сидеть целый урок и внимательно слушать учителя тяжело. И почему-то совсем не хочется ни читать, ни считать, ни писать. Трудно и скучно.

Тогда мы думаем, что виновата школа. Много задают, требуют дисциплины, не поддерживают детскую спонтанность. Кто-то борется со школой, кто-то отправляется в путешествия по поиску «правильного» учебного заведения. Но, к сожалению, ситуация не сильно меняется со сменой школы или учителя.

Еще один ход – взять репетитора, чтобы помогал ребенку делать домашние задания, объяснял то, что ребенок в школе не понял. И опять никакого принципиального сдвига.  

Такие истории встречаются сегодня все чаще и чаще. Страдают все:
– учителя — потому что этих детей надо как-то учить;
– родители — потому что хочется счастливых минут в общении с ребенком, а не постоянных скандалов из-за уроков;
– ребенок — потому что все от него требуют невозможного и не дают заниматься тем, чем хочется. 

Почему ребенку трудно сохранять внимание на уроке

Давайте присмотримся к ситуации. А что, если ребенок не столько не хочет, сколько не может выдержать школьную нагрузку? Школа требует удерживать внимание в течение длительного времени на одном и том же задании, действии. В психологии это называется произвольным вниманием. Для мозга это крайне энергоемкий процесс. Он предполагает постоянное следить за тем, чтобы не отвлекаться на стимулы из внешнего и внутреннего мира: ворона за окном пролетела, левое плечо зачесалось, телефон пикнул. Для такого действия требуется почти взрослый мозг. Это мозг, который может заставить тело терпеть до перемены, когда можно будет размяться и поговорить. Который обеспечивает внимание, память, мышление для усвоения скучного материала. 

Ребенку необходимо активно исследовать области квартиры, детской площадки, района проживания. Исследовать пешком, а не в машине или коляске.

Для того, чтобы к 8-9 годам мозг достиг такого статуса, требуется очень много условий. Начиная с нормального развития еще в утробе, которое может быть нарушено стрессами будущей мамы, перенесенными во время беременности заболеваниями, вредными привычками. Продолжая нормальным развитием в раннем возрасте: моторное развитие до начала ходьбы (перевернулся, сел, пополз), активное исследование области квартиры, детской площадки, района проживания. Исследование пешком, а не в машине или коляске.

Далее – полноценное общение с семьей (родителями, старшими братьями и сестрами) с возможностью полноценно участвовать в эмоциональной жизни семьи, занимая там свое определенное место. Спонтанное взаимодействие с другими детьми, с конфликтами и примирениями, с правом не отдать свою любимую игрушку чужой девочке. С возможностью самостоятельно придумывать игры и правила к ним в одиночестве или со сверстниками. С правом иметь время на то, чтобы поскучать, погрустить, помечтать. Захотеть чего-нибудь, в конце концов.

Нормальные условия для развития мозга – это подвижные игры до 4 лет. Это синяки и шишки, это шум и гвалт. Это игры с мячом, в прятки, салки и «море волнуется раз…»

Как усидчивость в школе связана с бездельем до школы

Такова логика формирования мозга, она заложена в наших генах. Если мы пропускаем какой-то этап, то определенные функции головного мозга не формируются. В итоге мозг не может выдержать нагрузку и просто отключается через 10 минут после начала урока. В таком случае заставить его усвоить знания, а потом еще и оперировать ими, практически невозможно. 

Нормальные условия для развития мозга – это подвижные игры до 4 лет. Это синяки и шишки, это шум и гвалт. Это игры с мячом, в прятки, салки и «море волнуется раз…». Когда взрослым такая реальность не комфортна, а хочется тишины и покоя, посмотреть сериал, поболтать с подругой, – ребенка сажают перед планшетом. Родителю тихо и свободно от ребенка. Но реальность ребенка теперь не соответствует его генетическим программам развития мозга. И фундамент, который зависит от развития телесности и моторики, не формируется должным образом. 

Следующий этап, с 4 до 7 лет, – это период формирования эмоциональной  системы. Исторически это всегда была семья, где  эмоциональная жизнь насыщенна, и где происходит усвоение эмоционального поведения путем повторения поведения старших. Ребенок научается контролировать свои эмоции, проявляя их так, как принято в семье. А зрелая эмоциональная система – это часть фундамента для формирования когнитивных психических функций – произвольного внимания, мышления и памяти. Когда фундамент, то есть моторная и эмоциональная системы, построен, тогда можно делать акцент на развитии внимания.

Читать или играть?

Сейчас трудно встретить ребенка, который к 7 годам не умеет читать или считать. Хотя еще 70 лет назад это было нормой. И из мальчиков и девочек, впервые начавших изучать буквы и цифры в школе, получались талантливые ученые и писатели. Сегодня мы начинаем еще в кроватке показывать ребенку буквы, а к 4 годам половина детей уже читают. А как же построение фундамента? Формировать моторную функцию после  4 лет уже поздно. Как и с эмоциональной сферой: в подростковом возрасте учить ребенка контролировать свое эмоциональное поведение уже поздновато.  И ничего удивительного, что в школе эти дети не могут сосредоточиться, а в подростковом возрасте демонстрируют выраженные эмоциональные отклонения. Где тонко, там и рвется.

Сегодняшние дети могут сосредоточиться на сложной задаче не дольше, чем на 12-15 минут; их мозг в большей степени направлен на прием информации извне, но не на ее анализ и критику.

Конечно, современная реальность невозможна без девайсов, и дети интуитивно с пеленок научаются жить в виртуальной реальности. Всё так. Только генетические программы развития головного мозга не могут перестроится за одно поколение. И в развитие мозга сейчас идет с искажениями. Сегодняшние дети могут сосредоточиться на сложной задаче не дольше, чем на 12-15 минут; их мозг в большей степени направлен на прием информации извне, но не на ее анализ и критику. И среди моря информации они не могут отделить зерна от плевел. 

Вывод из всего вышесказанного такой: всё должно быть вовремя. Не надо пытаться обмануть природу, развивая у ребенка те функции, которые его детский мозг еще не может должным образом обеспечить. Лучше дошкольнику дать возможность бегать, прыгать и чувствовать. Это необходимо для нормального созревания моторной и эмоциональной психических функций, которые в дальнейшем станут фундаментом для чтения, письма и счета.

***

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв