психология 19 июня 2019
Рейтинг: 0

Что делать, если ребёнок не самостоятельный

О воспитании самостоятельности – Ольга Соколова, детский психолог и автор блога trudno-deti.ru.

Какой фактор является доминирующим для полноценного развития, и в том числе для развития самостоятельности, ребёнка? Его психологический комфорт. Когда ребёнку надёжно, не тревожно, расслабленно, тогда есть энергия для развития.

По «мнению» мозга, развитие психики – это излишество. Поэтому на поддержку развития психика тратит энергию в последнюю очередь. Если ребёнку приходится бороться за любовь, контакт, близкие и тёплые отношения, то энергии на развитие просто уже не остаётся. Для нормального развития нужна уверенность в постоянной безусловной любви. Ребёнку нужно свою родительскую любовь показывать.

Взрослея в благоприятных условиях, ребёнок сам становится самостоятельным и социализированным. И учить его самостоятельности специально не нужно.

Социальное развитие ребёнка также происходит быстрее в хороших отношениях со значимыми близкими. Взрослея в благоприятных условиях, ребёнок сам становится самостоятельным и социализированным. И учить его самостоятельности специально не нужно. А вот если отношения с родителями нельзя назвать тёплыми — взросление тормозится, и самостоятельность ребёнка, ответственность, инициатива — тоже.

Консультируя мам, я заметила, что главным препятствием является нетерпение мам, желание искусственно ускорить процесс. Но ведь развитие требует времени. И если вы будете последовательно выстраивать ваши взаимоотношения так, чтобы он понял, что всегда может на вас положиться, и что ваша любовь безусловна (безоценочна), то потихоньку начнете видеть результаты. Они будут изумительные.

Чем больше ребенку значимы ваши слова и действия, и то, что вы думаете о нём, тем меньше его волнует мнение чужих людей и сверстников.

Такие взаимоотношения повлияют не только на формирование самостоятельности, но и на самооценку ребёнка. Дети перестанут искать авторитеты в сверстниках или ориентироваться на посторонних взрослых, которые не всегда дружелюбны. Чем больше ребенку значимы ваши слова и действия, и то, что вы думаете о нём, тем меньше его волнует мнение чужих людей и сверстников.

Часто бывает так, что родители стараются дать всё необходимое ребёнку и любят его, но ребёнок закрывается и на контакт не идёт. Или вы отдаете ребёнку почти все свободное время, а он не ценит вас. Вы чувствуете, что один ребёнок вас ценит, а другой недооценивает. Больно, обидно, несправедливо. Почему так происходит? Потому что нет попадания маминого внимания в то, что ценно и важно ребёнку. В его реальные потребности, а не в те, которые мы сами себе выдумали.

Что делать, если ребёнок несамостоятельный?

Улучшать отношения с ребёнком. Важно поддерживать ощущение связи и контакта. С этого надо начинать. Что конкретно делать?

— Поставить себе напоминание на каждые полчаса. Пару минут уделите ребёнку. Переключите его внимание на себя, подарите знаки безусловной любви, поддержки. Даже, если вы будете выполнять только ритуалы, связанные с улучшением контакта между вами и ребёнком, то это уже даст результат.

— Помнить, что невозможно напрямую влиять на самостоятельность, и если она пока не сформировалась, то причина во внутренних проблемах.

— Принять ситуацию с несамостоятельностью ребёнка, знать, что она есть. Даже в 16 лет, если мы не согласимся, что ребёнок застрял на пути взросления, – будем каждый раз впадать в шок от последствий незрелости. Научитесь видеть закономерность проблем с поведением. Если вчера он был незрелым, то сегодня от новой дозы нотаций он быстро не повзрослеет.

— Находить лучшие варианты реагирования на несамостоятельность. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Что я могу сделать по-другому, где мои ошибки». Осознать, что ребёнок не может себя контролировать из-за внутренних проблем. Иначе, вам каждый раз будет казаться, что он действует назло.
Снимите с ребёнка ответственность за поведение. И задайте себе вопрос по ситуации: что я сделала, чтобы ребёнок не подрался, сделал уроки, ничего не забыл.

Признать, если много раз не помогли разговоры, то уже и не помогут. Избегать неприятностей с такими детьми — это задача взрослого. Не ориентируйтесь просто на возраст. Ребёнок не может контролировать свою самостоятельность по выданным взрослыми инструкциям. Ошибочно считать: если он не выполняет инструкции, то его нужно наказать, пусть он за это ответит.

Одним из наиболее эффективных способов взаимодействовать с несамостоятельным ребёнком является ритуал. Таким образом можно поддерживать дисциплину. Чем меньше у вас решений, которые вы придумали на ходу, тем меньше будет сопротивлений и проявлений несамостоятельности.

И хотя напрямую мама не может повлиять на возможность ребёнка быть самостоятельным и независимым, но в её силах дать ребёнку уверенность, что у него всё хорошо с базовыми потребностями в любви и заботе

Многих волнует вопрос: если перестать требовать самостоятельности от детей, не станет ли сын маменькиным сынком, а дочь прятаться за мамину юбку? Здесь важен процесс — сначала нужно быть надёжно зависимым и удовлетворять свою зависимость, а затем уже психика дозреет до независимости и желания быть самостоятельным.

Чтобы стать самим собой, надо перестать прятаться от себя. Ребёнок должен иметь возможность рассказывать о себе, а для этого ему важен глубокий контакт с родителями, чтобы сначала с ними делиться своим миром, а затем, под надёжной опекой, и с социумом, проявляя самостоятельность, ответственность и инициативу.

Ребёнку важно ощущать, что его видят и слышат, это первые шаги в самостоятельность. И хотя напрямую мама не может повлиять на возможность ребёнка быть самостоятельным и независимым, но в её силах дать ребёнку уверенность, что у него всё хорошо с базовыми потребностями в любви и заботе, а значит, появляются предпосылки для развития самостоятельности.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв