психология 15 февраля 2019 
Рейтинг: 5

«Быть человеком – это не передается генетически»

Как отношения в семье влияют на речь ребенка, рассказывает логопед и автор методик по раннему развитию.

В Российской государственной библиотеке в феврале проходят дискуссии, посвященные психологии чтения и детской литературе. Одна из экспертов круглого стола Елена Янушко — логопед, автор методик по обучению и воспитанию детей раннего возраста, ответила на на вопросы:

 

Как отношения в семье и близость родителей с детьми влияют на речь ребенка?

Вначале немного психологии. Быть человеком – это не передается генетически. Психическое развитие ребенка – процесс, который имеет не натуральную, а культурную природу, и возможен только в совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого. Высшие психические функции человека (восприятие, мышление, внимание, память, речь, воображение, воля, эмоции…) имеют культурное происхождение. «Плоды цивилизации» (историю, культуру, науку…) ребенок может усвоить только при помощи взрослых. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии.

Дети, которым уделяют должное внимание в семье, выделяются на фоне сверстников богатой речью.

Развитие ребенка до 7 лет происходит в семье. С 3 лет малыш обычно идет в детский сад, но влияние семьи на развитие и воспитание ребенка продолжает иметь первостепенное значение. Это значит, что родители обязательно должны заниматься ребенком, не пускать его развитие на самотек.


Дети, которым уделяют должное внимание в семье, с которыми правильно разговаривают и занимаются, выделяются на фоне сверстников богатой речью, умением отвечать на вопросы и рассуждать, такие дети любознательны и сообразительны. Гармоничное воспитание и обучение развивает все стороны личности ребенка, но наиболее наглядно они проявляются, конечно, в речи ребенка. Речь – это «лакмусовая бумажка» уровня развития малыша (хотя, случаются исключения).

Чтобы развивать современного ребенка наилучшим образом, родителям тоже надо быть на высоте – читать и постоянно повышать свой культурный уровень.

Поэтому, можно говорить о том, что отношения в семье и близость родителей с детьми самым непосредственным образом влияют на развитие ребенка в целом, и развитие речи в частности. Причем, чтобы развивать современного ребенка наилучшим образом, родителям тоже надо быть на высоте – читать и постоянно повышать свой культурный уровень, следить за появлением новых методик развития детей, и т.д.

Когда ребенок идет в первый класс, некоторые родители расслабляются – вот, передали дитя в надежные руки мудрых учителей. Действительно, с этого момента школа оказывает огромное влияние на процесс формирования юного человека. В идеале. Однако в современной школе много проблем, и расслабляться не стоит.

Есть ли зависимость между плохими взаимоотношениями в семье и появлением проблем в речевом развитии?

Ощущение защищенности и безопасности является базой для развития ребенка. Другими словами, чтобы нормально развиваться и постепенно реализовать данный природой потенциал, ребенок должен находиться в спокойной обстановке под полной защитой родителей.
Если же в семье есть проблемы – плохие взаимоотношения, ругань, не дай бог, насилие – ребенок теряет ощущение защищенности и безопасности, и его развитие тормозится.

Бывает, что семья выглядит вполне благополучной, внутри семьи не принято проявлять негатив и бурно выражать отрицательные эмоции, тем не менее, есть определенное скрытое напряжение – ребенок обязательно считает его бессознательно. В первую очередь состояние ребенка зависит от состояния мамы – самого близкого и родного человека.

И хотя неблагоприятная ситуация в семье негативно влияет на все стороны психического развития ребенка, в развитии речи такое торможение может проявляться особенно ярко – вплоть до тяжелой задержки речевого развития.
Поэтому если в семье возникло опасное напряжение, стоит приложить все усилия по исправлению этой ситуации.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв