как учиться после онлайна 10 февраля 2021
Рейтинг: 0

Школьная жизнь после онлайна: в школу вернулись, а легче не стало

Дети не хотят идти в школу после дистанционного обучения, успеваемость упала, друзья исчезли. Разбираемся, что делать и как помочь ребенку с адаптацией.

Как помочь ребенку адаптироваться и не проглядеть возможную депрессию , рассказывают Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Центра толерантности Еврейского музея, и Елена Горинова, психолог, ведущий тренер Центра толерантности.

Большинство родителей воспринимали период дистанционного обучения как испытание. На нас одновременно свалилась и собственная удаленная работа, и необходимость помогать детям в онлайн-обучении. А обычные домашние дела тоже никто не отменял. Да и к организации и результативности удаленной учебы была масса вопросов. Стоит ли говорить, что о возвращении детей в школы мы мечтали, как о «манне небесной».

И вот оно наступило – прекрасное «завтра». На практике все оказалось не так радужно, как в наших мечтах. 

Месяцы удаленки «сломали» режим дня школьников. Они допоздна засиживались за компьютерами, утром могли позволить себе встать попозже, пропустив первые несколько уроков.

Некоторые родители столкнулись с активным протестом детей и нежеланием возвращаться в школу сразу после известия об окончании онлайна. Многие дети оказались не способны проснуться рано утром в понедельник. Во вторник, среду и четверг ситуация в большинстве случаев не улучшилась. Довольно известной в последнее время стала история девочки-подростка, которая вместо школьной парты утром 18 января оказалась на больничной койке из-за того, что накануне выпила ударную дозу слабительного, чтобы не ходить в школу. От педагогов мы узнаем, что ребенок стал петь на уроке, или засыпает, или и вовсе теряет сознание, конфликтует с педагогами и одноклассниками. Похоже, нашим детям сложно вновь адаптироваться к школьной жизни.

Объективно, учиться в офлайне сложнее, требования выше, сенсорная нагрузка сильно превосходит ту, к которой дети привыкли дома.

Можно провести легкий тест на определение депрессии у ребенка. Если он раньше был активным, увлеченным, но в течение нескольких месяцев как бы погас, «потерял искру», это может быть признаком надвигающейся депрессии, распространенность которой среди подростковой за время удаленки возросла. Обратите внимание, если у ребенка:

 

  • постоянно подавленное настроение
  • снижена двигательная активность
  • пропал познавательный интерес
  • хроническое чувство усталости
  • равнодушие к новому

Если вы заметили у своего ребенка 3 и более признаков изменившегося поведения, важно обратиться за помощью к специалисту. Он поможет ребенку снова вернуть вдохновение и радость жизни.

Вот какие сложности появились у детей после дистанционки.

Утомляемость.
Вернувшись в школу, дети стали быстро уставать. Школьникам трудно проснуться, на уроках сложно сосредоточиться и удержать внимание, приходя домой они буквально валятся с ног – на домашнее задание просто нет сил. 

Месяцы удаленки «сломали» режим дня школьников. Они допоздна засиживались за компьютерами, утром могли позволить себе встать попозже, пропустив первые несколько уроков. А теперь им снова приходится рано вставать, собираться и добираться до школы. С непривычки это непросто. Особенно, если дорога до школы занимает приличное время и требует раннего подъема. Примите во внимание и сезон, когда нам выпало счастье возращения. Редкий взрослый с радостью воспринимается необходимость выходить из дома холодным, темным зимним утром. 

Важно не брать на себя полностью ответственность за режим ребенка.

Вернуться в режим без вашей помощи и внимания многим детям будет сложно. Поговорите с ребенком. Дайте ему понять, что вы готовы всесторонне помогать ему восстановить режим и работоспособность. Обсудите, что можно сделать. Договоритесь о совместных действиях. Важно не брать на себя полностью ответственность за режим ребенка. Ведь наша цель – помочь ему снова вернуть себе умение сбалансированно распоряжаться своим временем. Постепенно снижайте степень своего участия и передавайте инициативу ребенку. Если вы будете бережны, чутки и последовательны, спустя несколько недель все войдет в норму.

Помогите ребенку пораньше ложиться спать. Это непросто и поначалу наверняка вызовет море протеста. Некоторые специалисты даже предлагают пропустить этот пункт и начать сразу с ранних подъемов: ребенок за день устанет и сам отправится спать «засветло». Возможно, в этом есть свой резон. Но вот несколько рекомендаций, которые помогут привыкнуть ложиться спать раньше:

Лучше, если ребенок поужинает не позже, чем за 3-4 часа до сна. На полный желудок уснуть бывает непросто.

Засыпанию помогает вечерняя прогулка. Может быть, вы погуляете вместе или подросток выйдет выгулять собаку?

На многих людей усыпляюще действует чтение в кровати или прослушивание аудиокниги с закрытыми глазами. 

Полезны и световые будильники, которые за 30 минут до подъема начинают постепенно разгораться, имитируя рассвет. Это помогает легче проснуться. 

Постепенно снижайте время подъема. Наукой доказано, что мы пробуждаемся легче в светлое время – так устроены наши циркадные (суточные) ритмы. Зимнее солнце встает еще позже наших школьников, так что нам поможет электрический свет. Полезны и световые будильники, которые за 30 минут до подъема начинают постепенно разгораться, имитируя рассвет. Это помогает легче проснуться. 

«Поднять-подняли, а разбудить забыли» — наверняка знакомая многим родителям ситуация. Окончательно проснуться и взбодриться поможет утренний душ и вкусный завтрак.

Но нарушенный распорядок – не единственная причина утомляемости школьников. Объективно, учиться в офлайне сложнее, требования выше, сенсорная нагрузка сильно превосходит ту, к которой дети привыкли дома. Чтобы помочь ребенку справиться с возросшей нагрузкой, совместно пересмотрите все стоящие перед ребенком задачи. Вместе определите приоритеты. Выделите самые важные задачи, которые требуют максимального внимания. Найдите занятия, которые доставляют ребенку удовольствие, пусть даже они и не столь важны. Ни в коем случае не отказывайтесь от них – получать удовольствие от деятельности очень важно сейчас. А вот незначимые задачи, не приносящие удовольствия – это то, что имеет смысл «выкинуть в корзину».

Хорошим решением будет, если ребенок, придя из школы, час поспит и лишь потом примется за домашнее задание.

Важно обеспечить ребенку возможности для отдыха. Наверняка ваш подросток «по умолчанию» побежит «отдыхать» за компьютер – и это плохая идея. За компьютером ребенок продолжает эксплуатировать все те же органы и системы, которые работали в школе. Вместо отдыха получается двойное утомление. Лучший отдых – это смена видов деятельности. Если устал писать – отдохнуть можно, помыв посуду или вынеся мусор, или подметая пол, кроме шуток. Об этом еще Сеченов в начале 19 века писал. Хорошим решением будет, например, если ребенок, придя из школы, час поспит и лишь потом примется за домашнее задание. 

Страх неуспеха – еще одна проблема, с которой столкнулись многие дети, вернувшись в школу. Если вы замечаете этот страх у своего ребенка, первое, что нужно сделать – это проанализировать свое отношение к ребенку, к его успехам и неудачам. Что для нас самих означает тот факт, что ребенок не справился, не успел, получил 3 или даже 2?
Чаще всего за страхом неудач у детей лежат наши собственные комплексы, когнитивные искажения, дезадаптивные установки. И наши дети становятся их невольными заложниками, жертвуя своим здоровьем и психологическим благополучием.

Не ругайте ребенка за плохие отметки, не корите, не отвергайте. И самое главное – не расстраивайтесь так сильно, ведь это всего лишь цифра. 

Поговорите с ребенком. Дайте ему понять, что вы понимаете, как непросто ему сейчас восполнить пробелы в знаниях, что он сам, его благополучие и доверие к вам для вас превыше любых оценок. Крайне важно, чтобы ваши слова подтверждались вашими же действиями. Не ругайте ребенка за плохие отметки, не корите, не отвергайте. И самое главное – не расстраивайтесь так сильно, ведь это всего лишь цифра. 

Коммуникативные сложностиеще один спутник возвращения школьников к очному обучению. В последние месяцы они крайне мало общались со сверстниками «вживую», кто-то из детей растерял социальные связи и не знает, как снова наладить контакт, кто-то, напротив, страдает от изобилия социальных контактов, обрушившихся на него в классе. За время «дистанционки» в отношениях между детьми многое поменялось. Та социальная реальность, с которой они столкнулись, напоминает встречу после каникул 1 сентября. А для многих детей даже больше похожа на поступление в новый класс. 

Будьте внимательны к ребенку. Не пропустите проблему, но и не преувеличивайте ее. Лучше всего, если вы поговорите с ребенком, дадите ему возможность поделиться своими чувствами и проблемами, обсудите, как можно помочь. 

Создавайте для ребенка «островки общения»: предлагайте пригласить в гости друга, позвонить или написать. Возможно, он не решается сделать первый шаг, и это поможет восстановить детскую дружбу. Однако тут важно проявить чуткость и не «переусердствовать». Если ваш ребенок – интроверт, скорее всего, он страдает от переизбытка общения в классе. Со временем он привыкнет, но сейчас ему трудно. Дайте ему понять, что это нормальная реакция. Создайте дома условия, в которых он может отдохнуть от людей, побыть в одиночестве.

Создавайте для ребенка «островки общения»: предлагайте пригласить в гости друга, позвонить или написать. Возможно, он не решается сделать первый шаг, и это поможет восстановить детскую дружбу.

Опыт онлайн-обучения расширил наши представления о возможном. И для некоторых детей дистанционная форма обучения оказалась наиболее эффективной и комфортной. Взвесив все «за» и «против», подумайте о варианте продолжить обучение онлайн. 

Апатия, потеря интересов и энергии –  изменения, который родители стали замечать у своих детей за время удаленки. У многих детей сузилась область интересов. Включенность в ежедневное общение побуждает подростков узнавать новое, интересоваться увлечениями других, обмениваться живой информацией. За время, проведенное дома, круг интересов многих из нас сузился до бытовых вопросов и домашних увлечений. Подростки, конечно, не исключение. Важно помочь ребенку найти новые интересы и цели, вернуть интенсивность эмоций.

Самый главный принцип: когда ребенок особенно уязвим, беспомощен, агрессивен, демотивирован – в такие моменты его нужно еще сильнее любить. Забота, поддержка родителей, их личный позитивный пример в преодолении сложностей – вот те главные ресурсы, которые помогут ребенку, подростку не только справиться со сложным периодом, но и научат его многому, сделают более социально компетентным, уверенным в себе, целеустремленным и стрессоустойчивым. 

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв