история и дети 16 августа 2018
Рейтинг: 0

Как влюбить детей в историю: «Читать им неинтересно, а на фестивале – эмоции»

Папа четверых детей, координатор фестиваля "Времена и эпохи" – том, как прививать детям интерес к истории.

Главный координатор фестиваля «Времена и эпохи» Василий Тартыжов:

У меня самого четверо детей: старшей дочери 19 лет – ее на фестивалях исторической реконструкции всегда привлекала возможность поиграть в старинные подвижные игры, попробовать пройтись на ходулях. Среднему сыну 17 – он обожает все, что связано со сражениями!

— Что такое реконструкция и как в России появился этот вид досуга?

Реконструкция – это воссоздание материальной культуры прошлого: костюмов, оружия, инструментов и так далее. Это может быть вообще личное хобби, либо же можно объединяться в клубы и реконструировать какую-то общность: боевое подразделение, ремесленную артель.

Фактически, реконструкторы познают историю по материальной культуре, опираясь на данные истории, археологии и вспомогательных исторических дисциплин. Они не могут просто сшить костюм, внешне схожий с тем, что выставлен в музее или изображён в средневековых манускриптах. Это исследовательская работа: надо изучать, какие материалы где использовались, какой шов мог быть, с помощью каких инструментов это делали.

— Откуда у Вас такой интерес к истории?

Со школы, когда в старших классах к нам пришёл новый Учитель истории и стал обо всем этом рассказывать. Казалось, что нет ни одного вопроса, который ему можно задать, и он не знал бы ответа. Я неплохо успевал по математике, но решил поступать на исторический.
На первом курсе меня позвали друзья с собой на археологическую практику (у нас был выбор: можно было месяц в музее заниматься, или поехать в археологическую экспедицию). В итоге я каждый год всё лето проводил в экспедициях, защищал диплом по теме археологии, поступил в аспирантуру Института археологии. Ведь история – это не просто картинки и книги, это жизни людей и вещи, которые их окружали, и которыми они пользовались, как мы сейчас телефонами или банковскими карточками. И вот вещи могут рассказать о своих хозяевах и эпохе очень много.

— Какая историческая эпоха интересует лично Вас? Что самое необычное вы сами делали или видели на фестивалях реконструкции?

Моя самая любимая историческая эпоха – Средневековая Русь, XII – XIII век. Так сложилось, что я долгое время участвовал в раскопках в старой Рязани и много читал на эту тему.

История – это не просто картинки и книги, это жизни людей и вещи, которые их окружали, и которыми они пользовались, как мы сейчас телефонами или банковскими карточками.

Вообще, самые массовые темы среди реконструкторов – это Древняя Русь, наполеоновские войны и Великая отечественная Война: большинство участников увлечены именно этими периодами. Но реконструкция не стоит на месте и появляются новые тренды. Например, фестиваль «Времена и Эпохи» в 2015 году был посвящен Античности – и эта эпоха теперь тоже очень популярна.

Из моего реконструкторского опыта большое впечатление на меня произвела «Битва тысячи мечей», которую мы проводили в Коломенском: когда на поляне «стенка на стенку» сходятся не десять и не двадцать, а около 1000 человек — это непередаваемо. В такие моменты понимаешь – да, именно так оно все и происходило!

На нынешнем фестивале «Времена и Эпохи» мне точно запомнится «древнерусская» площадка на Чистопрудном бульваре: настоящий такой новгородский хуторок X века. Там бревенчатые домики, домашний скот – гуси и овечки, — участники мостят улицу сосновыми бревнами, мастерят керамическую посуду, работает кузница… такая площадка на самообеспечении, можно действительно прочувствовать как в старину на таком хуторе велось хозяйство.
Вообще весь Чистопрудный бульвар получился очень интересным: если смотреть с Покровки, к примеру, видна громадная ладья викингов – и это очень необычное зрелище в городском пейзаже.

Когда ты садишься лепить кружку или сделать себе наконечник стрелы, в тебе будто просыпается кровь твоих предков и ты становишься с ними одним целым.

С профессиональной точки зрения мне очень любопытна площадка «Великая Скифия Геродота» на Покровском бульваре — просто потому, что такое еще никто не делал. Она охватывает пространство от северного причерноморья до пазырыка, самобытной культуры алтайских кочевников.

— Зачем идти с детьми на московский фестиваль истории «Времена и Эпохи»?

Потому что это возможность заглянуть в миры прошлого. Но главное: заглянув в этот мир, вы можете не просто остаться зрителем, как в кино, театре или даже музее — на фестивале вы можете попробовать историю на вкус, ощутить на себе одежду, попробовать что-то сделать инструментами прошлого. Вроде бы ничего особенного, но когда ты садишься лепить кружку или сделать себе наконечник стрелы, в тебе будто просыпается кровь твоих предков и ты становишься с ними одним целым. Фестиваль – возможность для детей прикоснуться к истории, в легкой и доступной форме все попробовать и запомнить.

У меня четверо детей: старшей дочери 19 лет – ее на фестивалях исторической реконструкции всегда привлекала возможность поиграть в старинные подвижные игры, попробовать пройтись на ходулях. Среднему сыну 17 – он обожает все, что связано со сражениями. Смотреть реконструкции баталий, самому учиться стрелять из лука, отрабатывать какие-то приемы с мечом (на фестивальных мастер-классах используется безопасное оружие) – это всё его темы. Средней дочке 12, она любит раскрашивать, лепить. На фестивале «Времена и Эпохи» ей больше всего понравилось в Новопушкинском сквере: там учат мастерить кукол. А младшему сыну скоро будет шесть и ему очень нравится рассматривать панорамы – чем больше деталей, тем ему интересней. Например, на Сретенском бульваре сейчас установлена панорама Балаклавского сражения – он долго ее изучал.

Я не говорю, что музеи и книги не нужны, – конечно, нужны. Но когда ты можешь взять в руки вещь, которую ты видел за витриной в музее, или на рисунке в книге, то это непередаваемое ощущение.

Мне кажется, 5-6 лет это как раз такой возраст, когда ребенку становится по-настоящему интересно на таких фестивалях. Конечно, к нам приходят и с детьми помладше – и это здорово! — но для малышей это, скорее, музейное впечатление: они просто смотрят. А вот начиная лет с пяти, дети могут сами участвовать в мастер-классах, пробовать что-то создать самостоятельно, своими руками почувствовать фактуру материалов – от этого, конечно, эмоции гораздо ярче.

— Чем еще можно увлечь детей, если просто читать книжки по истории им неинтересно? Что вы практикуете со своими детьми?

У меня четверо детей, и я прекрасно вижу, что читать им неинтересно. Именно поэтому я их приглашаю на работу, чтобы они могли попробовать здесь что-то сделать, поговорили и услышали, приготовили. И это более эффективно. Я не говорю, что музеи и книги не нужны, – конечно, нужны. Но когда ты можешь взять в руки вещь, которую ты видел за витриной в музее, или на рисунке в книге, то это непередаваемое ощущение.

 

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв