лайфхак 17 октября 2017
Рейтинг: 0

Как навести порядок в гаджетах: смартфон, планшет, ноутбук

Разобрать цифровые «авгиевы конюшни» и соблюсти информационную гигиену помогает наш опытный лайфхакер.

Вы собираетесь заснять на видео первый шаг малыша, когда на экране загорается надпись: «Невозможно осуществить съемку, не хватает свободной памяти». Обидно! Или вам срочно нужно отыскать банковские реквизиты для отправки работодателю. Они точно где-то были на ноутбуке… но где? Всё это раздражает, нервирует и, главное, расходует самый драгоценный ресурс в жизни – время.  

Цифровое пространство стало нашей жизни стало не менее реальным, чем дом или офис. И беспорядочное нагромождение приложений, гигабайты ненужной информации, устаревшие данные засоряют вашу память — как на диске, так и непосредственно в голове. Поэтому наводить и поддерживать порядок в компьютере, смартфоне и на планшете – необходимо. Это, если хотите, необходимая информационная гигиена.

Организованные люди со структурным мышлением, наверное, могут дальше не читать – наверняка у них и так в компьютере порядок. Наш план для тех, кто (как я) не прикасался к цифровым «авгиевым конюшням» многие месяцы, если не годы —  и теперь просто принуждён осуществить генеральную уборку! Как вы будете это делать – разом (по Мари Кондо) или понемногу каждый день (по Флайледи) – выбирать вам.

Итак, наводим порядок в компьютере/ноутбуке:

Где посмотреть масштаб катастрофы?

Чтобы узнать, каков объём свободной оперативной памяти в компьютере на платформе Mac OS — открывайте программу «Мониторинг системы», в ней вкладка «Память». Если вы на платформе Windows, путь таков: Мой компьютер-Свойства системы.

Ваши помощники:

Существуют различные программы, которые помогают вам поддерживать порядок в компьютере/ноутбуке.

Например, CleanMyMac следит за состоянием корзин, корректной деинсталляцией программ и помогает оптимизировать хранение данных на Макбуках.

А невероятно красивый Daisy Disc наглядно визуализирует использование дискового пространства. Популярные аналоги для устройств на Windows – это Clean Master и CCleaner.


Структура

Самое важное – определить структуру хранения всех данных в вашем компьютере. Придется потратить некоторое время, чтобы проанализировать информацию, которую вы храните, и продумать, каким образом можно ее классифицировать. Тем, кто знаком с технологией Mind maps, можно воспользоваться специальными программами для создания такой карты, вроде Mindmapper или Freemind.

Если же вы предпочитаете «олдскульные» методы – просто набросайте схему на листочке.

Основная папка для хранения различного рода документов – это, что характерно, «Документы»/«Мои документы».

Далее в ней вы можете сделать папки:

Семья (все, что связано с семейной жизнью, детьми)
Работа (рабочие документы)
Личное (саморазвитие, спорт, красота, книги, фильмы и т.д.)

Если компьютером пользуются также другие члены семьи, можно либо настроить отдельный вход для каждого, либо в той же папке «Документы» сделать отдельные папки для каждого из юзеров, а уж в них создать подпапки для разных сфер жизни.

Не ленитесь называть файлы – тогда находить их с помощью функции «Поиск» будет гораздо проще.

Папка «Загрузки» и Рабочий стол

Могу поспорить, что самое беспросветно захламлённое место в вашем компьютере — папка «Загрузки» или Рабочий стол. В особо тяжёлых случаях (вроде моего) – и то, и другое. Мы автоматически сохраняем туда всё, начиная от фотографий дальних родственников, присланных по скайпу, до картиночек с красивыми букетами, которые мы постим вместе с поздравлением друзей в Фейсбуке.

Как разобрать эти завалы? Отсортируйте файлы по дате последнего открытия. С большой долей вероятности 99% файлов, которые вы открывали более 5 лет назад, можно удалять со спокойной душой. Удаляйте-удаляйте-удаляйте! И не забудьте потом очистить Корзину.

Остальное, нужное, рассортируйте по другим папкам и очистите папку Загрузки/Рабочий стол совсем.

Дайте себе установку, что отныне туда на временное хранение кладутся только те файлы, которые не представляют никакой ценности. Всё нужное сразу раскладывайте по подходящим папкам. А ненужное удаляйте каждую неделю.

Папки «Фото» и «Видео»

С тех пор, как фотоаппарат появился в каждом телефоне, у нас образуются гигабайты и гигабайты фотографий и видео. Самый простой способ навести порядок в папках «Фото» и «Видео» – создать отдельные папки на каждый год, а в них – папки на каждый месяц. Чтобы они сортировались в нужном порядке, можно называть их «1 Январь», «2 Февраль» или 2017-01, 2017-02 и т.д. В каждом месяце заводите папку с названием события, в которой будут храниться все фотографии, сделанные в соответствующий момент. Высший пилотаж – делать подписи к фото и указывать места, где они были сделаны. Это однообразная работа, не требующая умственного напряжения, так что её можно делать спокойным вечером под чашечку чая или бокал вина, попутно получая удовольствие от пересматривания фото- и видеоархивов.

Фото и видео занимают наибольший объем памяти, поэтому целесообразно систематически скачивать их на внешний жёсткий диск или в сетевое хранилище.

Во-первых, это освобождает память вашего компьютера. Во-вторых, это страхует данные от потери в случае поломки компьютера. Существуют рейтинги надежности этих устройств, так что можно выбрать оптимальный вариант по соотношении цены и надёжности.

Еще один способ освободить память вашего компьютера – перенести все фото и видео в облачное хранилище. Все они предоставляют определенный объём памяти бесплатно, а дополнительный – за абонентскую плату. Среди наиболее популярных облачных сервисов для хранения таких файлов – Frickr и Google Photo, DropBox.

Важно: для удобной работы с облачными сервисами необходима высокая скорость интернет-соединения.

Музыка

Некоторые люди по какой-то причине до сих пор хранят на своих устройствах огромные музыкальные архивы. Если только это не уникальная запись песни, которую ваши родные записали и подарили вам персонально на день рождения, все музыкальные файлы можно спокойно удалить и начать пользоваться стриминговыми сервисами. Такими, как Spotify, Яндекс.Музыка или Apple Music для «яблочников». Опять же, совет актуален для тех, кто не имеет проблем с высокоскоростным интернетом.

Почта

Как и в случае с папкой «Загрузки», откройте самые старые письма в вашей почте, удалите те, что с вложениями. В моих «Отправленных» и «Входящих», к примеру, огромные залежи прикреплённых к письмам презентаций, который весят по несколько мегабайт. Разобравшись с прошлым, переходите к настоящему. Заведите правило отписываться от ненужной рассылки сразу, как только приходит очередное письмо.  

Финальные штрихи – обновите настройки. Возможно, автоматическую подпись или имя давно пора обновить.

Вкладки и закладки

Сколько вкладок у вас открыто в браузере? 10? 20? Полезные рекомендации, обзоры, интересные статьи, которые вы уже несколько недель никак не соберетесь прочитать. Организуйте челлендж для самого себя: не открывайте ни одной новой статьи, пока не прочтете все старые. Закройте все лишние вкладки и приучите себя делать так сразу, как только информация со страницы вам больше не нужна.

В разделе «Закладки» создайте древовидную структуру по образу и подобию той, что в «Документах» и разложите сохраненные вкладки по соответствующим папкам. Заодно удалите оттуда те страницы, которые уже потеряли для вас актуальность.

Соцсети

Если вы – активный пользователей соцсетей, приведите в порядок свои страницы. Обновите информацию о себе, фото профиля, настройте категории друзей, которые видят ваши публикации, и почистите ваши подписки.

Пусть в вашей ленте будет только то, что вам действительно интересно.

Безопасность данных/бэкап/резервное копирование

Представьте, что из-за поломки жесткого диска вы потеряли важнейшие файлы: первую видеосъемку вашего малыша или архив свадебных фото, презентацию для клиента или бухгалтерские отчёты вашего бизнеса. Сохранность данных в сегодняшнем мире настолько важна, что существует даже Международный день резервного копирования (31 марта, если кто планирует отмечать). Резервное копирование (бэкап) всех данных на вашем комьютере должно осуществляться регулярно и, желательно, автоматически.

Дополнительную копию можно хранить либо на внешнем жестком диске, который подключается к компьютеру usb-кабелем, либо на персональном облачном сервере, подключённому к домашнему wi-fi-маршрутизатору. К такому серверу можно получать доступ уже без проводов, он работает и совершает резервное копирование в бесперебойном режиме.

Синхронизация

Еще одно важное слово: синхронизация. Объедините устройства между собой и будете иметь доступ к одним и тем же файлам с компьютера, телефона и планшета. Очень полезно, когда, например, в официальном учреждении вам понадобился скан паспорта. Имея доступ к интернету вы с лёгкостью его найдёте. Общие папки можно настроить, используя сервисы Dropbox, Google Disc или Яндекс Диск. Обратите внимание на программу синхронизации Smart Sync.

Кэш

Кэш (от англ. cache) – специальная область на диске или в операционной памяти компьютера, предназначенная для временного хранения информации и для часто используемых данных. Применение кэша позволяет экономить входящий трафик и значительно ускоряет повторную загрузку веб-страниц. Кэш периодически нужно чистить для освобождения дополнительного пространства памяти. Сделать это можно в настройках вашего браузера.

Если у вас настроено автоматическое скачивание подкастов, например, через iTunes – следите, чтобы разом не скачивалось слишком много и своевременно удаляйте прослушанные.

Итак, разобрались с компьютером, теперь беремся за смартфон и планшет. Для них шаги примерно одинаковые.

Где посмотреть масштаб катастрофы?

В устройствах на базе iOs: Настройки-Основные-Хранилище iPhone/iPad. Там сможете увидеть, сколько места занимает каждое приложение, а также все остальные файл. В мобильных устройствах на платформе Android: Настройки-Память.

Приложения

Совет от Капитана Очевидность: удалите ненужные приложения! Нет, серьёзно. Вы поставили эту забавную штучку для подсчета количества выпитых стаканов воды за день. Неужели вы по-прежнему ею пользуетесь? Либо вы давно привыкли пить воду без напоминаний, и приложение просто лежит мертвым грузом, либо не привыкли, и оно всё ещё лежит мёртвым грузом.

Перетащите иконки наиболее часто используемых приложений на первый экран. Некоторые из них можно сгруппировать. Всё, что про здоровье – в одну папку. Про путешествия – в другую. Про работу – в третью.

Удалите и снова переустановите приложения, которые занимают больше всего места – часто в процессе использования они «обрастают» большим количеством данных, которые засоряют наш ограниченный объём памяти.

Фото и видео

Чтобы всегда иметь возможность заснять важный момент, следите, чтобы в устройстве было достаточно свободной памяти. Своевременно переносите фото и видео в компьютер или на жесткий диск.

Отключите Фотопоток (Настройки-iCloud-Фото). Вряд ли вам нужны в телефоне все 1000 снимков, сделанных детьми в приложении MSCQRD на планшете.

Сообщения

Текстовые сообщения много места не занимают, но если вы отправляли кому-то много фото- или видео-контента – это может занимать немало места в телефоне. MMS туда же.

Голосовая почта

Давно утратившие актуальность голосовые сообщения занимают немало место в памяти телефона – удалите их.

WhatsApp и другие мессенджеры

Если у вас автоматически сохраняются в папку Фото/Видео все фотографии и видео, присланные вам по WhatsApp – скорее отключите эту функцию.

Скриншоты

Многие из нас теперь автоматически делают скриншот, едва завидев что-то интересное в интернете. В некоторых случаях их могут накапливаться целые мегабайты. Пролистайте, удалите лишние.

Кэш

Как и в случае с компьютером, нужно систематически чистить кэш браузера. Также сохранением большого объема временных данных грешат и приложения с картами.

Подкасты

Настройте приложение, через которого вы слушаете подкасты, таким образом, чтобы оно закачивало только самые свежие подкасты, а не все. Прослушанное сразу удаляйте.

Резервные копии/бэкап

Как и в случае с компьютером, спасти ваши данные при потере или поломке телефона помогут регулярные бэкапы. Лучше всего настроить автоматическое резервное копирование в облако. В айфонах это iCloud, который находится в Настройках

Помощники

Существуют специальные утилиты, которое самостоятельно чистят телефон от «мусора» (ненужных файлов). Например, PhoneClean или PhoneExpander для iPhone. Для Android это CleanMaster или Power Clean.

В целом же для digital-порядка подходит то же правило, что и для порядка в обычной жизни: чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Меняйте свои привычки обращения с программами и файлами – так вы решите проблему системно и генеральная уборка больше не понадобится.

***
Надя Макоева

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв