наука детям 16 сентября 2016 
Рейтинг: 0

Екатерина Каширская: «Больше всего детям нравится играть в Каменный век»

Директор издательства "Пешком в историю" о популяризации истории через игры в артефакты.

Издательство «Пешком в историю» популяризирует изучение истории среди детей при помощи книг и ролевых игр в разные эпохи, для которых выпускает настольные игры, подарочные наборы, карнавальные костюмы и проводит праздники, посвящённые различным историческим эпохам. Беседуем с директором издательства, нейропсихологом и мамой двоих детей Екатериной Каширской.

– Вы издаёте не только книги, но и разные материалы, которые позволяют детям играть и погружаться в ту ли иную историческую эпоху. Просто читать книжки уже не эффективно, когда речь идет о современных детях?

– Нет, это не так. Просто дело в том, что все люди разные, и дети тоже. Конкретный ребенок не обязан любить читать познавательные энциклопедии, может быть, ему нравится решать головоломки и задачки на ту же тему или играть в настольную игру. А другой с удовольствием читает научно-популярную литературу и совсем не любит художественную. Ну, и ничего страшного, имеет право. Наша задача – предоставить ребенку и родителям выбор. На одну тему (например, история Древнего Рима) мы создаем целую линейку: энциклопедия, приключенческая повесть, исторические задачники для разного возраста, настольные и карточные игры, сценарии детских праздников. Ребено может выбрать то, что ему по душе. Самое главное – чтобы возник эмоциональный интерес, чтобы появились разные чувства и ощущения, тогда тема запомнится, и в будущем, возможно, ребенок вернется к ней уже с более сложными книгами для подростков и взрослых.

– Какие исторические эпохи можно изучить по вашим продуктам? 

– Наш хит – это каменный век, серия называется «Первобытный мир», с этой серии и началось издательство. Детям нравится представлять себя в пещере, у костра, но они даже не догадываются, что в такой игровой форме уже занимаются наукой историей.

Еще три серии про древнюю древность – «Древний Крит», «Древний Египет», «Древний Рим». Особенно любят Рим и Египет: многие читают мифы и легенды из этих эпох, а энциклопедия углубляет такие знания и делает их более точными. Задачники, настольные игры, художественные повести на историческом материале – все это придает легкость процессу обучения.

пешком

Относительно недавно, около года назад, появилась серия «Средние века». Конечно, мы имеем в виду европейское средневековье, которое, как выясняется, было не таким уж темным и мрачным, а очень даже светлым и интересным. Эта серия немного нестандартная, поскольку в ней помимо энциклопедии есть роман и повесть, и то и другое для подростков. А энциклопедия тоже есть, но энциклопедия совсем иного свойства, чем мы себе представляем стандартно: список статей, примечания, сокращения… Совсем другая книга, похожая на камеру, которая перемещается над зрительным залом во время концерта и с высоты успевает увидеть много лиц почти одновременно. Вот такой взгляд у этой энциклопедии на XIII век в Европе, называется она «Мир в XIII веке».

Остальные исторические эпохи посвящены России, и здесь хит – «Древний Новгород». Не все готовы воспринимать Новгородскую республику как отдельное государство и отдельную страницу истории нашей страны, а она, безусловно, того заслуживает. «Россия при Петре I» и «Отечественная война 1812 года» – еще две серии о России, в обеих изданы очень сильные исторические повести-сказки и настольные игры. Даже домино есть, на фишках изображены игрушки, в которые играли дети времен Отечественной войны 1812 года. Почувствуйте разницу. Я имею в виду, с сегодняшними игрушками.

пешком11

– Чем отличаются ваши книги от других исторических изданий?

– Я много лет работала детским нейропсихологом, руководила психологической консультацией в Москве. И при создании книг мы всегда внимательно следим за тем, чтобы материал на странице был организован правильно, иллюстраций было нужное количество, задачки были сложными и интересными для своего возраста, но решаемыми, иначе ребенок не будет ими заниматься, раз у него ничего не получается. В общем, мы учитываем особенности развития памяти, внимания, мышления и речи детей определенного возраста.

– Какие книги/игры у вас самые популярные? В какую эпоху детям интереснее всего играть?

– Самое популярное – книги про каменный век. Энциклопедия «Мы живем в каменном веке», задачники «Тимка и Тинка в каменном веке» и «Блокнот путешественника». Конечно, хотелось добиться успеха, но на такую популярность этой темы мы даже не рассчитывали. Потом идут темы, связанные с историей России и те, которые традиционно изучают в школе: Древний Рим, Древний Египет. А, например, наша серия про Древний Крит продается сильно хуже, потому что люди элементарно не знают, насколько важен для истории Европы этот период истории и это место, как много там осталось загадок, что даже письменность во многом не расшифрована.

– Сложно ли сегодня выживать в России детскому издательству? Как вы справляетесь?

– Это не называется сложно, это называется невозможно. Создать даже одну увлекательную познавательную детскую книжку – это долгий, сложный и весьма затратный процесс, в котором участвует множество людей. Писатель пишет текст, художник рисует иллюстрации, дизайнер или арт-директор делает макет, подбирает шрифты, определяет, как именно на странице будут расположены картинки и текст, научный консультант по профилю проверяет и текст, и иллюстрации, редактор работает с автором, детский психолог помогает придумать интерактивные задания, правильно выбрать уровень сложности предлагаемого материала и соотношение «текст/картинка» на странице, поскольку все это влияет на то, как ребенок будет усваивать полученную информацию.

Печать должна быть высшего качества. Поэтому те предприниматели, для которых книгоиздание – это прежде всего бизнес, который должен приносить максимально возможную прибыль, такой литературой не занимаются. Нерентабельно. В итоге на десять детских энциклопедий по истории, скажем, Древнего Египта, минимум восемь написаны не российскими авторами. Я не вижу перспектив изменения существующего положения, поскольку отечественное книгоиздание нуждается в десятках государственных программ поддержки, ориентированных на разные направления литературы и категории читателей, а есть одна и, в основном, на бумаге.

пешком17

– Вы еще и детские праздники в стиле разных эпох устраиваете? Расскажите об этом.

– Праздники у нас проводят ведущие под руководством детского нейропсихолога Натальи Куприяновой. Я могу сказать, что у нас принято после праздника делиться фотоотчетом, и на эти фотографии смотреть очень приятно: дети редко даже оглядываются на камеру, потому что им просто не до того, они увлечены процессом на все сто процентов. Да, мы проводим праздники в стиле Каменного века, эпохи балов, Древней Руси, Древнего Египта. Это костюмированные представления, в котором с детьми работают грамотные аниматоры, и они предлагают детям такие задания и развлечения, которые полезны, не скучны и надолго запоминаются.

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв